Читатель канала «Московские истории» Leonid Pernikov., живший на Красносельской, рассказывает о любимом парке «Сокольники» 1970-х годов.
Скорее всего, статью будут читать не только москвичи, но и люди других городов-регионов, поэтому начну с самого начала, с названия. Сокольники - это тот лесной массив на северо-востоке Москвы, в котором еще в 16-го веке, при Иване Грозном и Алексее Михайловиче, проходила соколиная охота. Птиц должен был кто-то содержать, обучать, обихаживать, для чего держались при дворе сокольничьи или сокольники. Здесь они и жили, от них и пошло название района Москвы.
Освоение территории продолжил Пётр Первый (был прорублен просек, на котором молодой царь устраивал гулянья), тем более что неподалеку, в Преображенском, квартировались его потешные (учебные) войска. Рядом же, в Лефортово, он заселит иностранных мастеров, из Германии, Голландии, для обучения русских рабочих своему мастерству. Всех иностранцев москвичи звали «немцами» (немцы никогда не назывались немцами - только "Deutsche"), от слова немой, ничего не понимающий и не могущий сказать по-русски.
Жил я на Верхней Красносельской. До восьмого класса жизнь ребятни проходит между двором и школой. А после окончания 8-го класса многие школьники поступали в и техникумы, я в том числе. Конечно, ритм жизни резко изменился, и мы резко перекочевали из двора в парк "Сокольники". Там же «жили» и все мои друзья, с которыми общаюсь до сих пор.
В парке проходило почти все внеучебное время, ведь там было всё, что может понадобиться подросткам: бассейн, стадион, ДДТ - дом детского творчества с множеством студий и кружков (всё бесплатно, только приходи), дневное кино, чебуречная, в которой за 32 копейки решалась проблема обеда (32 коп. это два вкуснейших чебурека, при тебе же приготовленные, с мясом и бульоном внутри), каскад прудов (6 штук), спортивные площадки, стадионы, футбольные поля, шахматный клуб, читальня, ракушки-эстрады (симфоническая в том числе). Наряду с перечисленными летними радостями в парке рядом с дневным кино был великолепный розарий, он и сейчас работает, был малый планетарий с телескопом (тоже до сих пор существует) и многое еще всяко-разное.
Я специально не перечисляю ресторан, пивную, шашлычную и т.д. - это были не наши адреса, все мы были из семей не самого высшего достатка, да в 1970-х наверное, все жили одинаково бедно.
Мы в парке были настолько самодостаточны, что почти никогда не ездили в соседние районы: Измайлово, Преображенка, ВДНХ... Нам просто это было не интересно. Конечно, Парк Культуры, центр, Красная площадь - это тоже была наша Москва, но туда надо было еще добраться, а тут созвонился - и через 10 минут вся команда на кругу.
Потом начиналась зима - счастливое время для коньков, лыж и просто бесконечных прогулок-походов. Дело в том, что все просеки (аллеи) и оба круга заливались как каток. Просеки заливались не до конца - они очень длинные, но их было семь! Шесть лучевых и Майский просек, (Песочная аллея появилась позже). Мы все были фанатами коньков с самого детства - сначала в Алексеевском парке, а потом в Сокольниках. Каток был бесплатный, а за лыжи, взятые напрокат надо было платить - мы не брали, плата была не про нас.
Это были очень счастливые времена - вечер, идёт снег, музыка, прожектора, и мы молодой стайкой на коньках. Беговые лыжи тоже были в чести, так как на Чертовке были довольно крутые горки. Чертовка - это тот самый каскад шести прудов. На одном из прудов был островок с домиком для гусей-лебедей и с него на берег перекинулся мост из корней деревьев. Он назывался Чертов мост, а место, стало быть, - Чертовка. Но коньки, конечно, были милее.
Но вернёмся в лето. На месте сегодняшнего большого спортивного комплекса стоял маленький стадиончик (рядом с автобусной станцией). Он был желтого цвета, и в один из летних сезонов в нём гастролировал цирк лилипутов - очень непривычное и необычное зрелище. Но представление было классным и очень профессиональным, под яркую американскую музыку в стиле кантри и вестернов. (В одночасье этот маленький стадиончик сломали, и началась многолетняя стройка с потоком строительной техники и строительной грязи от метро по всему Сокольническому валу). Ну, а в межсезонье мы просто гуляли-разговаривали-мечтали по Оленьему валу или Поперечному просеку.
Еще про Сокольники: "Утесов обнимал вяз, Пугачева встречала весну, а воры в законе просто обедали", "Красный фонарь на каланче — знак беды", «Мы были зажиточными — в комнатке под лестницей жила прислуга».