К концу девятнадцатого века их будет двое. Два знаменитых модельера, которые поделят славу пионеров высокой моды - француз Жак Дусе и англичанин Чарльз Уорт. Но Дусе занял особое положение в истории моды хотя бы потому, что в он был истинным художником, большим ценителем прекрасного вообще и большим поклонником романтического искусства XVIII столетия в частности. Им он восхищался, в нём искал вдохновения.
Позже восторг перед искусством той эпохи приведет Дусе на путь собирательства, коллекционирования. Итогом этой страсти станут несколько шикарных коллекций. Первой из них станет прекрасное собрание картин, гравюр и мебели восемнадцатого века. Через много лет, уже находясь в статусе знаменитейшего модельера, он продаст это грандиозное собрание за баснословные деньги и увлечется другим направлением в искусстве.
Но это будет позже. Пока же юный Дусе, страстно мечтавший стать большим художником, вынужден принять бразды правления семейным бизнесом: его отец занимался продажей женского белья, кружева и разной мелкой галантереи. Дело процветало и приносило доход, более чем достаточный для безбедной жизни. Однако Дусе это дело представлялось скучным, мелким и банальным. Натура художника призвана творить, и Жак Дусе пробует создавать наряды для женщин. Вдохновленный своим любимым восемнадцатым веком, он придумывает удивительные платья - роскошные, нежные, причудливые, сшитые из высококачественных тканей, декорированные изумительным кружевом, украшенные жемчугом и натуральными камнями, тончайшей вышивкой и бархатом.
Платья Дусе были сколь роскошными, столько же и дорогими. И клиентки его были богатые женщины - неважно какого сословия. У Дусе одевалась божественная Сара Бернар и её вечная конкурентка по сцене Габриэль Режан. Знаменитая французская актриса Режан фактически всю жизнь носила наряды от Дусе и заказывала у него костюмы для героинь, которых воплощала на сцене. Именно её называют музой Жака Дусе, для которой он придумал не один десяток великолепных платьев. Для Айседоры Дункан он создавал так любимые ею струящиеся невесомые шелковые наряды.
Слава Дусе, как чародея моды, вышла за пределы Франции: многие богатые американки заказывали одежду у талантливого французского кутюрье.
Знаменитые "три грации" Прекрасной эпохи - Лиана де Пужи, Эмильена д'Алансон и Каролина Отеро - также были большими ценительницами волшебных нарядов мсье Дусе.
Он и в самом деле был волшебником: Жаку Дусе с его любовью к вышивкам, камням и к таким не слишком легким тканям, как бархат, каким-то удивительным образом удавалось не впасть в вычурность и тяжеловесность. Его модели были изящны, изысканны в деталях, элегантны.
Прекрасная эпоха шла к завершению. Новое время и новые идеи вносили свои коррективы и в моду. Уже на излете первого десятилетия двадцатого века стало ясно, что роскошные наряды Дусе нельзя назвать модными. Женщины освобождались от корсетов, крой платьев упрощался, становился свободнее. Жак Дусе понимал, что его эпоха ушла и никогда не вернется. Именно тогда, в 1012 году он продал свою роскошную коллекцию предметов искусства восемнадцатого века. И начал коллекционировать современное искусство.
Он обладал настоящим чутьем и вкусом профессионального художника: Дусе проникся интересом к работам импрессионистов в те годы, когда в этом искусстве мало кто понимал, а также мало кто верил, что это направление в живописи ждет великое будущее.
Первая мировая война окончательно отправила высокую моду Жака Дусе в историю. Роскошь и изысканность его нарядов пала род натиском демократичной послевоенной моды. Дусе не чувствовал в себе силы и желание подстраиваться под стремительно несущееся время.
В середине двадцатых модный дом Дусе объединился с известным модным бизнесом Жоржа Дойе. Но этот альянс, к сожалению, не смог возродить былой славы великого кутюрье Жака Дусе. Состарились его знаменитые клиентки, в 1920 году умерла от тяжелой болезни любимая модель и муза художника утонченная, жизнерадостная и талантливая Габриэль Режан...
Маэстро моды Жака Дусе не стало в 1929 году. В том же году ушел из жизни и Жорж Дойе. Несколько последующих лет объединенная модная компания медленно угасала, и в 1937 году дом Дойе-Дусе окончательно перестал существовать.
Более ста лет прошло с тех времен, когда дело Жака Дусе процветало. Но он оставил своё имя в истории Франции не только как выдающийся кутюрье. В 1918 году Жак Дусе подарил огромную библиотеку, включающую книги по искусству, истории и археологии, Парижскому университету.
Спасибо всем, кто дочитал до конца!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.