Мне кажется, что, создавая свою третью Факультетскую картину – «Юриспруденция», Климт уже просто откровенно издевался. Если «Философия» заставляла задуматься, «Медицина» завлекала своими обнаженными формами, то «Юриспруденция» четко говорила: никогда, никогда-никогда даже не пытайтесь заниматься юриспруденцией.
Климт изобразил в верхней части своей картины Правду, Закон и Справедливость в виде трех достаточно приветливых женщин. Но сделал он это лишь для того, чтобы превратить их в богинь мести и ненависти (Эриний) в центральной части картины. Они бросают жертву (преступника, мужчину – Климт вообще не любил мужчин на своих картинах) в смертельные объятия огромного осьминога.
Конечно, о размещении всех этих картин в Университете не могло быть и речи. В результате Климт выкупил свои же картины у государства и пообещал больше никогда не браться за государственные заказы. Собственно, можно сказать, так и начался «Золотой период» Климта.
Дальнейшая судьба трех Философских картин была трагичной: побыв какое-то время в частной коллекции Августа Ледерера, картины были в 1938 году национализированы в Вене нацистами. Причем, что интересно, их не зачислили в разряд «дегенеративного искусства», а, напротив, достаточно хорошо охраняли. В 1943 году их (вместе с еще порядка 14 картинами Климта) переправили на хранение в Иммендорфский дворец.
Утром 8 мая 1945 года отступающий отряд СС покинул дворец, который через несколько часов был взят красной армией. А еще через три часа раздался взрыв. Судя по всему, отступающие эсэсовцы заминировали замок, чтобы ничего не оставить врагу. К 11 мая дворец со всем, что в нем находилось, полностью сгорел. Так и закончилась скандальная история «Факультетских картин» Климта.
Правда, конечно, есть версия, что картины все-таки не сгорели. Одни исследователи считают, что их вообще никогда не доставляли в замок. Другие обращают внимание на тот факт, что Иммендорфский дворец его владелец покинул еще 20 апреля, и, прежде чем отступающий отряд СС вошел туда 7 мая, дворец на протяжении двух недель подвергался разграблению. Третьи считают, что картины Климта стали частью так называемого «трофейного искусства». Но, как часто бывает, чем больше версий, тем более вероятна самая очевидная история – что картины просто сгорели.
Климт создал, конечно, хорошие аллегорические картины, удачно вписывающиеся в общий пессимистичный контекст начала XX века: философия не ведет к истине, медицина не дает здоровья, юриспруденция призвана только карать… Да, кстати, первоначальный заказ был на четыре картины, в том числе на картину о теологии, создать которую доверили другому австрийскому художнику, Францу Мачу. Она сохранилась. Также как и центральная, самая большая картина на потолке актового зала Венского университета того же Мача – «Триумф света». А в 2005 году добродушные австрийцы повесели там же на потолке три черно-белые репродукции факультетской трилогии Климта в натуральную величину. Интересно, чьи оригинальные картины для этого им пришлось завесить, пополнив список исчезнувшего искусства?