Когда Страна Советов только зародилась, в обществе бурлили кардинальные перемены. Главным в области морали стало преодоление пережитков буржуазного прошлого. Семья? пережиток прошлого! Моногамия? пережиток прошлого! Начало 20-х годов принесло в СССР сексуальную революцию.
В конце 1924 года вся страна устно и в печати принялась живо обсуждать новое небывалое событие — демонстрации общества «Долой стыд!». В 20-е в стране множились идейно-помешанные «люди новой формации», которые разгуливали по улицам голыми, громогласно заявляя, что стыд — это буржуазное прошлое советского народа.
«Появилось даже общество «Долой стыд!». Кто его придумал — не знаю. Мне запомнился только один эпизод из его «деятельности». В трамвай, идущий по бульварному кольцу, в вагон, где была я, на остановке вошла голая пара. Ничего, кроме красных полотнищ от бедра к бедру, на них не было. На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали, требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих, но, пока возмущенные шумели, трамвай подошел к остановке, и голая «агитбригада», раздавшая несколько листовок, вылезла сама. Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд» (писательница Наталья Баранская).
«Голые демонстрации» проводили не из-за бесстыдства или раскрепощенности, а с фундаментальным идеологическим обоснованием: «Одежду носят наживающиеся на эксплуатации буржуи. Мы не буржуи, поэтому должны отвергнуть одежду». Мотивацией служили даже идеи дарвинизма: «Человек произошел от обезьяны. Значит, люди — животные. Животные не носят одежду. Следовательно, мы тоже не должны носить одежду»
Долой стыд!» у стен Кремля: настоящий нудистский пляж на берегу Москвы-реки, 1920-е. Одно время такое разрешалось, но к началу 30-х милиция стала бороться за нравственность.
Идём дальше.
В Петрограде 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета «Об отмене брака» шествием лесбиянок. Троцкий в своих воспоминаниях утверждает, что на это известие Ленин радостно отреагировал: «Так держать, товарищи!». Брак стал буржуазным пережитком.
19 декабря 1917 года после знаменитых декретов «О мире» и «О земле» выходят декреты Ленина «Об отмене брака» и «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния», в составе которого был и декрет «Об отмене наказания за гомосексуализм».
Лозунги сексуальной революции в Советской России 20-х годов вытекали из теории коммунизма, разработанной ее классиками - Марксом, Энгельсом, Августом Бебелем и другими. Эта теория предполагала распад моногамной семьи и переход на удовлетворение сексуальных потребностей в «свободной любви». Воспитание же детей должно было быть полностью возложено на государство. Известно, что на III съезде РСДРП Льву Троцкому было поручено разработать новую теорию отношений полов в случае победы большевиков. А сам Владимир Ленин еще в 1904 году писал, что «раскрепощение духа чувственности, энергии, направленной не на псевдосемейные ценности, поможет выплеснуть этот сгусток на дело победы социализма». В 1911 году Троцкий пишет Ленину: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Надо подробнее говорить об этом рабочим...» Ленин отвечал ему: «...И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят».
К большому сожалению скандинавов, шведская семья, то есть совместное проживание множества лиц обоего пола, никакого отношения к шведам не имеет. Это изобретение чисто русское, и наиболее полно и ярко воплотилось оно во время великой октябрьской сексуальной революции. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживали 10-12 лиц обоего пола. Как и в нынешней шведской семье, в подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. Вот что пишет по этому поводу наш современник психолог Борис Бешт: «Разделение на постоянные интимные пары не допускалось: ослушавшиеся коммунары лишались этого почетного звания. В отличие от шведского аналога, рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат».
Наряду с коммунами, или шведскими семьями, пышным цветом расцвели в стране такие явления, как «национализация» или «социализация» женщин. Директивы в провинции спускались из Москвы «на усмотрение трудящихся». В Екатеринодаре, например, с марта 1918 года осуществлялась «социализация женщин». Захватив город, большевики издали декрет, который был напечатан в «Известиях Совета» и расклеен на столбах. Согласно декрету, женщины в возрасте от 16 до 25 лет подлежали «социализации». Инициатором акции был комиссар по внутренним делам Бронштейн, который и выдавал мандаты на «социализацию». Так, коменданту дворца Карасеву был выдан мандат на право «социализировать» 10 девиц. Мандат выглядел так: «МАНДАТ. Предъявителю сего товарищу Карасеву предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц возрастом от 16-ти до 20-ти лет, на кого укажет товарищ Карасев. Главком Иващев (печать)». Надо ли объяснять, что при этом происходило.
29 октября 1918 года в Москве прошел первый съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было принято решение о создании Российского Коммунистического Союза Молодежи (РКСМ). В первом его уставе имелся пункт: «Каждая комсомолка обязана отдаться любому комсомольцу по первому требованию, если он регулярно платит членские взносы и занимается общественной работой». Положение действовало до 1929 года, когда была принята вторая редакция этого устава. Именно тогда параграф о соитии изъяли.
Стоит ли удивляться, что после такой вседозволенности страну захлестнула волна изнасилований. Так, в 1926 году только лишь Московским судом было рассмотрено 547 случаев изнасилования, в 1927-м - 726, в 1928-м - 849. В других судах больших городов та же тенденция. Летом 1926-го прогремело «Чубаровское дело». В Ленинграде в Чубаровском переулке на Лиговке крестьянку Любу Белякову изнасиловали 26 комсомольцев, кандидатов в члены ВКП(б) и коммунистов. Хорошо, что Фемида оказалась на высоте: шестеро из насильников были приговорены к расстрелу, остальные получили длительные сроки отсидки.
С приходом к власти Сталина в конце 20-х годов сексуальная революция сходит на нет. «Распущенность нравов» стала официально порицаемой. Общественное мнение снова стало склоняться к тому, что «семья - ячейка общества», а основа порядка - моногамность.
С принятием сталинской конституции потерял силу декрет «Об отмене брака». В 1934 году были запрещены аборты, в марте этого же года Калинин подписывает закон, запрещавший и каравший половые контакты между мужчинами.