"Честно говоря, до этого я не понимала сути индивидуальных тренировок, так как айкидо воспринималось мною скорее как «групповой спорт», нежели «одиночный». Ведь некоторые принципы айкидо базируются на тренировке взаимоотношений наге с уке – это уважение, доброжелательность, открытость, участие, контакт. Одно дело – найти своего «комфортного и удобного» тренера, с которым быть добрым и мягким не составляет труда, и практиковать исключительно с ним, и совсем другое – пытаться отработать техники на «неудобных» уке, да еще и на разных, да еще и, бывает, сопротивляющихся. Поэтому я воспринимала смену партнеров как тренировку навыков дружелюбия и человеколюбия. Но, оказывается, не добром единым живо айкидо, и нужно еще что-то делать, а не только улыбаться направо и налево).
И если на тренировках я была более или менее уверена в себе, то, идя на занятие с Андреем, я чувствовала легкую боязнь оказаться под прицелом его внимания: а вдруг я научилась только подражать правильным движениям, не понимая смысла? Пришла ассоциация из детства и музыкальной школы — вот поём мы в хоре, но кто-то фальшивит, и учитель одного за другим заставляет петь в одиночку, чтобы найти того, кто в ноты не попадает. Так и тут, думала, обнаружатся мои «фальшивые ноты».
Переживания мои, естественно, оказались напрасны.
Вообще я собиралась быстренько прогнать экзаменационную программу (на 6 кю), задать интересующие меня вопросы, а дальше… ну, Андрей что-нибудь подскажет. Но получилось, что мы практически всё занятие разбирали эту программу, не пропуская ни одного элемента. Мы действительно прорабатывали абсолютно каждый захват, каждую атаку, каждый вход, выход, контроль, даже просто стойку. И все подкреплялось логичным обоснованием, почему именно так и для чего. Вопросы, которые у меня «висели» в голове, отпадали в процессе разбора, но появлялись и новые. Иногда после объяснения Андрея что куда делать, я подвисала, сомневаясь в действенности приема и пытаясь мысленно понять механику. Начинала выполнять сама, так до конца и не уверовав, и… все становилось на свои места, все чудесным образом начинало работать и в моих руках, хоть и не с первого раза. Так я поняла, что по книгам научиться айкидо не получится (ну вдруг кто пытался) — нужна визуальная демонстрация и собственная практика.
Забавно было осознать, что моя техника представляла собой некую солянку из движений, где-то показанных другими тренерами, где-то додуманных, где-то подсмотренных у других занимающихся, но в целом техника вполне себе рабочая. Андрей же убирал из моих движений все лишнее, добавлял нужное и оставлял правильное.
Время, кстати, пролетело абсолютно незаметно, так как вовлеченность была максимальная, а голова так сильно заполнена новыми знаниями, что я после тренировки еще полчаса сидела в раздевалке, пытаясь записать по максимуму все, что запомнила (показывать эти заметки я, конечно, никому не буду, это выглядит как адовый бессвязный набор слов, но для меня он ассоциативный), а дома повторила всю программу с воображаемым уке, стараясь вспомнить все тонкости и мечтая скорее уже пойти на обычную тренировку и попрактиковаться на настоящем уке.
Как вы понимаете, воодушевлена я была по самые уши! Переизбыток информации неимоверный, но я, как жадный до знаний человек, рада этому гулу новых нейронных связей в голове. В общем, свое непонимание индивидуальных тренировок я разрешила — играть в команде хорошо, но после «личной беседы» с главным тренером играть ты будешь куда лучше. И вообще, записываю индивидуальные тренировки в свой список вещей, которые дают мотивационный пинок в ситуациях, когда кажется, что все надоело, и айкидо стало скучно. Это то, что даст направление развития, вдохновленность и свежий взгляд на тренировки."
Автор: Дина Ерченко, член клуба айкидо Нэцуи.