Найти в Дзене

СЛАВЯНЕ (часть 1)

Нашествия варваров середине I тыс. н.э. во время «Великого переселения народов», по сути, явились формой перераспределения богатств между изнеженным югом и суровым севером. По той же причине, в эпоху викингов, молодая, скудная, северная языческая Скандинавия разоряла зажиточную христианскую юго-западную Европу.

Массив германо-романских, славянских и финно-угорских племен оседло находясь в местах своего древнейшего обитания, постепенно расселяясь и ассимилируя между собой, рождал новые полиэтнические общности.

Карта древнейшего расселения Евразии
Карта древнейшего расселения Евразии

По материалам языкознания, германцы, балты и славяне составляют особую родственную индоевропейскую группировку. При этом балто-германские связи большинством лингвистов признаются более старыми и прочными, чем связи славяно-германские. Весьма древними были и балто-финно-угорские языковые контакты. Славяне первоначально жили южнее балтов.

Предполагаемая прародина славян
Предполагаемая прародина славян

Славяне формировались на большей части территории Европы, имея сходные антропологические черты, что говорит об их общей прародине. По данным лингвистической географии в древнем славянском языке не обнаруживается свидетельств о жизни славян на морском побережье. Древним славянам была чужда степь, ее растительный и животный мир. Терминология, связанная с горами, также чужда славянской древней лексике: «Прародина славян, по крайней мере, в последние столетия их истории как единой этнической единицы, находилась в стороне от морей, гор и степей в лесной полосе умеренной зоны богатой озерами и болотами». [Филин П.В. Образование языка восточных славян. - М.-Л., 1962, с. 122]. Время обособления первобытного славянского языка из других индоевропейских языков определяется приблизительно - конец III - начало II тыс. до н.э.

В числе данных, позволяющих обрисовать древнюю славянскую территорию, приводятся обычно известия о венедах, принадлежащие греческим и римским авторам.

Греческий ученый из Александрии Клавдии Птолемей (середина II в.н.э.) в своем труде «Географическое руководство», в частности, описывает земли Восточной Европы на пространстве между Венедским заливом (Балтийским морем) и Меотидой (Азовским морем). Здесь он называет реку Вистулу (Вислу), дает названия некоторых рек, впадающих в Балтийское море, а также перечисляет десятки племен, некоторые из которых ассоциируются с позднейшими финнами (галинды), славянами (венеды), германцами (гитоны), гуннами (хуны). [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, с. 51].

К моменту исторических контактов с римлянами потомки венедов расселились от Адриатики до Центральной Европы и Прибалтики.

-4

В эпоху миграции славян, выделились две основные группы: юго-западная, расселившаяся в лесостепной полосе Европы, бассейне Дуная и на Балканах, и северо-восточная, продвинувшаяся до Балтики и Ладоги.

Славянский ареал обитания в II-IV вв. н.э. не был замкнутым пространством. В Висло-одерском междуречье, вместе со славянами, проживали германские племена, а ранее кельты.

-5

Н.И. Костомаров выделял два рода Славян: одни – старые, жившие на Русской земле с незапамятных времен, а другие – пришлые (поляне, древляне и др.) о которых свидетельствуют древнейшие летописи, как о славянах, прибывших с Дуная. [Костомаровъ Н.И. Историческiе монографiи и исследованiя. Том 1. - Спб., 1863, с. 21].

По данным археологии славяне появились на берегах Дуная в конце V века. По византийским хроникам, в частности по Маврикию Стратегу – Дунай был пограничной рекой: северный берег славянский, а южный – подчиненный Византии.

По областям расселения, проживания, культуры и языку принято говорить о южных, западных, восточных и северных славянах.[1] «В настоящее время наиболее ранней группой древностей, принадлежность которых к славянской культуре не вызывает абсолютно никаких сомнений, являются места поселений и могильники VI-VII вв. н. э. во многих областях Средней, Восточной и Южной Европы.… Между этими древностями и памятниками славянской культуры последующих столетий существует бесспорная преемственность, проявляющаяся в формах жилища, в облике глиняной посуды и прочего бытового инвентаря, в погребальной обрядности и т.д.». [Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. – М.-Л., 1966, с. 190].

Из ряда известий греческих, римских и арабских писателей о древних славянах, можно вывести заключение, что в эпоху выхода их на историческую сцену, славяне представляли собою определенный этнический тип. Древние писатели упоминают о высоком росте, крепком сложении, румяном цвете лица и русых волосах славян. Византийский историк Лев Диакон, толкуя о скифском (славянском) происхождении Ахилла приводит такие характерные признаки: «покрой накидки, скрепленный застежкой, привычка сражаться пешими, белокурые волосы, светло-синие глаза». [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 79].

В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч. Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî). Наиболее раннее упоминание «златокудрых саклабов» содержится в поэме прид-ворного панегириста ал-Ахталя (ок. 640-710 гг.), написанной в конце VII в. Арабский этноним ас-саклаб восходит к греческому названию славян Σκλαβηνοί. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А.Мельниковой и др.). - М., 1999, с. 172].

Название славяне, возможно, проистекало от обобщенного имени слав (лат. Slavus), сочетаясь с представлением о народе с известным языком, с другой - с представлением невольного работника, раба, "sclavus" в общественном смысле. Раб в античном миропонимании представлял собой говорящее животное обслуживающие интересы свободнорожденных людей. По определению, рабы-животные не носили оружие.

На одной из фресок римского Колизея сохранилось изображение умирающего пленника-гладиатора, характерного славянского облика, с надетой на шею гривной, которую так любили носить наши предки.

Патриотически настроенный В.Н. Татищев с негодованием отверг предположение, что название славян связано с олицетворением рабства: «многие европейские писатели итальянцам нерассудно последовали и, за неведение греша, склавы и склавоны именуют и оного названия значение от невольника производят». По В.Н. Татищеву название славян проистекает от понятия слава: «как бы сказать славные… или славных в воинстве, мужестве и храбрости». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1769, кн. I, ч. II., гл. 33, с. 425].

Патриотические убеждения В.Н. Татищева понятны, однако, история как наука, весьма далека от примитивных аналогий созвучия слов – немцы от немых, русские от русых, Псков от плескания и т.д. и т.п.

Греки, с античных времен выхода славян на историческую арену, почувствовав угрозу своему колонизаторскому гегемонизму, пустились в дикие измышления на уровне зоологической ненависти о cкифских предшественниках славян. Геродот (ок. 485-425 гг. до н.э.) пишет о Скифах «преисполненных наглости и презрения», по одному из мифов произошедших от сожительства Геракла с неким существом двойной природы: наполовину змей-ехидной, наполовину девой. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, т. I, с. 33, 36]. Скифов живущих на крайнем севере греки называли андрофагами, т. е. людоедами: «Андрофаги даже блюда готовят из человеческого мяса». [Там же, с. 224]. Помпоний Мела около 44 г. до н.э. пишет: «[Эсседоны скифы] тела умерших растерзывают, и, смешав их с разрезанными внутренностями домашнего скота, съедают… у воюющих есть обычай выпивать кровь прямо из ран первого убитого врага». [Там же, с. 233-234]. По мнению Плиния Старшего ( 23/24-79 г. н.э.) к славянам относятся «скифы низкого происхождения, рожденные от рабов, или троглодиты» . [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, с. 23]. Евнапий Сардский († ок. 420) пишет о скифах: «Вид их тела, вытянутого в безобразную длину, слишком тяжелого для их ног, а в пояснице перехваченного, как Аристотель описывает насекомых, внушал к ним презрение». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон) – М., 2009, т. II, с. 27]. Монах константинопольского монастыря Акимитон Псевдо-Кесарий (середина VI века) "сообщает": «склавины… с удовольствием поедают женские груди, когда они наполнены молоком, а грудные младенцы при этом разбиваются о камни, подобно мышам… (Они) питаются лисами, и лесными кошками, и кабанами, перекликаясь же волчьим воем» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 254].

Римский историк VI в. н.э. Иордан в своей Истории пишет, что вражья сила, бродя по степям (spiritus immondi per eremum vagantes), сочеталась с ведьмами и произвела на свет то зверское племя, которое сначала было очень ничтожно и принадлежало к числу людей, по имени означающем словеных. Антиохиец Георгий Писид (сер.VII в.) называл славян волками. Архиепископ Фессалоникский Иоанн (кон.VI – cер.VII в.) пишет о «зверином племени» славян «страшных как змеи»: «они уничтожили плоды деревьев и ветви, и корни их… и дикорастущие травы, наконец, сам прах земли, и еще были голодны». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, с. 113, 115].

Согласно сирийской (и развившей ее положения христианской и мусульманской) концепции народонаселения земли, славяне, как обитатели зоны «шестого-седьмого климата», органически неполноценны, они живут на севере, где солнце редко светит над их головами, поэтому «славяне больше похожи на скотину, чем на людей … ими овладевает грубость, дикость и животность»., [Там же, с. 281]. Епископ Агапий Манбиджский (†941) в «Книге титулов» пишет о славянах как о тупых и кровожадных существах, которых нужно подвергать кастрации [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. - М., 2010, т. III, с. 97].

Древние латинские источники также полны унизительных оценок славян, так, епископ Бонифаций в середине VIII века характеризовал славян как «гнуснейший и наихудший род людей». Бонифаций задал вопрос римскому папе Захарию ( 752 г.) уместно ли со славян язычников брать подать, на что последовал ответ: «Поскольку о славянах, населяющих земля христиан, подобает ли брать с них подать, спросил ты, брат. Здесь совета не нужно, ибо суть дела очевидна. Ведь если будут жить без подати, то когда-нибудь начнут считать эту землю своею собственной; ежели начнут платить подать, то будут знать, что у этой земли есть господин». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 417].

Действительная история опровергает мифы о диких животных в образе славян. В отличие от изнеженных и продажных ромеев славянские легионы в Риме и Византии, составляя собою лучшую часть войска.

Более двадцати славян было возведено на Римский престол: Юстин I, Клавдий, Кесарь-Север и Валенций – иллирийцы; Юстиниан, Юстин II, Проб, Максимиан и Валентиниан - паннонцы; Диоклетиан - далмат; Константин-Хлор - Русин. Император Василий также был славянин.

Римляне, страшась славянских набегов, с 69 г. н.э. стали выплачивать содержание некоторым славянским вождям и старейшинам, одновременно, как сообщает Иосиф Флавий (37/38 – ок. 100 гг. н.э.), усилив свои гарнизоны до 3 тыс. гоплитов и флот до 40 кораблей «на несудоходном прежде и суровом [Черном] море». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, том I, c. 131].

Когда «вечный Рим» вступил в период глубокого кризиса, наступил час расплаты за многовековое угнетение им народов. Европейские племена объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим. После падения в 476 году Западно-Римской империи и возникновения на ее территории ряда «варварских» государств, последним оплотом рабовладельческой системы в Европе осталась Восточно-Римская империя - Византия.

[1] Ст. слав. Словѣнє, бел. славяне, укр. Слов’яни, русин. Славляне, болг. Славяни, макед. Словени, сербск. Словени, хорв. - бос. Slaveni, словенск.Slovani, польск. Słowianie, чешск. Slované, словацк. Slovania.

---------------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.