Нашествия варваров середине I тыс. н.э. во время «Великого переселения народов», по сути, явились формой перераспределения богатств между изнеженным югом и суровым севером. По той же причине, в эпоху викингов, молодая, скудная, северная языческая Скандинавия разоряла зажиточную христианскую юго-западную Европу.
Массив германо-романских, славянских и финно-угорских племен оседло находясь в местах своего древнейшего обитания, постепенно расселяясь и ассимилируя между собой, рождал новые полиэтнические общности.
По материалам языкознания, германцы, балты и славяне составляют особую родственную индоевропейскую группировку. При этом балто-германские связи большинством лингвистов признаются более старыми и прочными, чем связи славяно-германские. Весьма древними были и балто-финно-угорские языковые контакты. Славяне первоначально жили южнее балтов.
Славяне формировались на большей части территории Европы, имея сходные антропологические черты, что говорит об их общей прародине. По данным лингвистической географии в древнем славянском языке не обнаруживается свидетельств о жизни славян на морском побережье. Древним славянам была чужда степь, ее растительный и животный мир. Терминология, связанная с горами, также чужда славянской древней лексике: «Прародина славян, по крайней мере, в последние столетия их истории как единой этнической единицы, находилась в стороне от морей, гор и степей в лесной полосе умеренной зоны богатой озерами и болотами». [Филин П.В. Образование языка восточных славян. - М.-Л., 1962, с. 122]. Время обособления первобытного славянского языка из других индоевропейских языков определяется приблизительно - конец III - начало II тыс. до н.э.
В числе данных, позволяющих обрисовать древнюю славянскую территорию, приводятся обычно известия о венедах, принадлежащие греческим и римским авторам.
Греческий ученый из Александрии Клавдии Птолемей (середина II в.н.э.) в своем труде «Географическое руководство», в частности, описывает земли Восточной Европы на пространстве между Венедским заливом (Балтийским морем) и Меотидой (Азовским морем). Здесь он называет реку Вистулу (Вислу), дает названия некоторых рек, впадающих в Балтийское море, а также перечисляет десятки племен, некоторые из которых ассоциируются с позднейшими финнами (галинды), славянами (венеды), германцами (гитоны), гуннами (хуны). [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, с. 51].
К моменту исторических контактов с римлянами потомки венедов расселились от Адриатики до Центральной Европы и Прибалтики.
В эпоху миграции славян, выделились две основные группы: юго-западная, расселившаяся в лесостепной полосе Европы, бассейне Дуная и на Балканах, и северо-восточная, продвинувшаяся до Балтики и Ладоги.
Славянский ареал обитания в II-IV вв. н.э. не был замкнутым пространством. В Висло-одерском междуречье, вместе со славянами, проживали германские племена, а ранее кельты.
Н.И. Костомаров выделял два рода Славян: одни – старые, жившие на Русской земле с незапамятных времен, а другие – пришлые (поляне, древляне и др.) о которых свидетельствуют древнейшие летописи, как о славянах, прибывших с Дуная. [Костомаровъ Н.И. Историческiе монографiи и исследованiя. Том 1. - Спб., 1863, с. 21].
По данным археологии славяне появились на берегах Дуная в конце V века. По византийским хроникам, в частности по Маврикию Стратегу – Дунай был пограничной рекой: северный берег славянский, а южный – подчиненный Византии.
По областям расселения, проживания, культуры и языку принято говорить о южных, западных, восточных и северных славянах.[1] «В настоящее время наиболее ранней группой древностей, принадлежность которых к славянской культуре не вызывает абсолютно никаких сомнений, являются места поселений и могильники VI-VII вв. н. э. во многих областях Средней, Восточной и Южной Европы.… Между этими древностями и памятниками славянской культуры последующих столетий существует бесспорная преемственность, проявляющаяся в формах жилища, в облике глиняной посуды и прочего бытового инвентаря, в погребальной обрядности и т.д.». [Третьяков П.Н. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. – М.-Л., 1966, с. 190].
Из ряда известий греческих, римских и арабских писателей о древних славянах, можно вывести заключение, что в эпоху выхода их на историческую сцену, славяне представляли собою определенный этнический тип. Древние писатели упоминают о высоком росте, крепком сложении, румяном цвете лица и русых волосах славян. Византийский историк Лев Диакон, толкуя о скифском (славянском) происхождении Ахилла приводит такие характерные признаки: «покрой накидки, скрепленный застежкой, привычка сражаться пешими, белокурые волосы, светло-синие глаза». [Лев Диакон. История. - М., 1988, c. 79].
В античных (римских и византийских) литературных памятниках название славян выглядит как «склавины» (греч. Σκλαβηνοί, лат. Sklavīnî). Наиболее раннее упоминание «златокудрых саклабов» содержится в поэме прид-ворного панегириста ал-Ахталя (ок. 640-710 гг.), написанной в конце VII в. Арабский этноним ас-саклаб восходит к греческому названию славян Σκλαβηνοί. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А.Мельниковой и др.). - М., 1999, с. 172].
Название славяне, возможно, проистекало от обобщенного имени слав (лат. Slavus), сочетаясь с представлением о народе с известным языком, с другой - с представлением невольного работника, раба, "sclavus" в общественном смысле. Раб в античном миропонимании представлял собой говорящее животное обслуживающие интересы свободнорожденных людей. По определению, рабы-животные не носили оружие.
На одной из фресок римского Колизея сохранилось изображение умирающего пленника-гладиатора, характерного славянского облика, с надетой на шею гривной, которую так любили носить наши предки.
Патриотически настроенный В.Н. Татищев с негодованием отверг предположение, что название славян связано с олицетворением рабства: «многие европейские писатели итальянцам нерассудно последовали и, за неведение греша, склавы и склавоны именуют и оного названия значение от невольника производят». По В.Н. Татищеву название славян проистекает от понятия слава: «как бы сказать славные… или славных в воинстве, мужестве и храбрости». [Татищевъ В.Н. ИсторiΙя Россiйская. - М., 1769, кн. I, ч. II., гл. 33, с. 425].
Патриотические убеждения В.Н. Татищева понятны, однако, история как наука, весьма далека от примитивных аналогий созвучия слов – немцы от немых, русские от русых, Псков от плескания и т.д. и т.п.
Греки, с античных времен выхода славян на историческую арену, почувствовав угрозу своему колонизаторскому гегемонизму, пустились в дикие измышления на уровне зоологической ненависти о cкифских предшественниках славян. Геродот (ок. 485-425 гг. до н.э.) пишет о Скифах «преисполненных наглости и презрения», по одному из мифов произошедших от сожительства Геракла с неким существом двойной природы: наполовину змей-ехидной, наполовину девой. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, т. I, с. 33, 36]. Скифов живущих на крайнем севере греки называли андрофагами, т. е. людоедами: «Андрофаги даже блюда готовят из человеческого мяса». [Там же, с. 224]. Помпоний Мела около 44 г. до н.э. пишет: «[Эсседоны скифы] тела умерших растерзывают, и, смешав их с разрезанными внутренностями домашнего скота, съедают… у воюющих есть обычай выпивать кровь прямо из ран первого убитого врага». [Там же, с. 233-234]. По мнению Плиния Старшего ( 23/24-79 г. н.э.) к славянам относятся «скифы низкого происхождения, рожденные от рабов, или троглодиты» . [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, с. 23]. Евнапий Сардский († ок. 420) пишет о скифах: «Вид их тела, вытянутого в безобразную длину, слишком тяжелого для их ног, а в пояснице перехваченного, как Аристотель описывает насекомых, внушал к ним презрение». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон) – М., 2009, т. II, с. 27]. Монах константинопольского монастыря Акимитон Псевдо-Кесарий (середина VI века) "сообщает": «склавины… с удовольствием поедают женские груди, когда они наполнены молоком, а грудные младенцы при этом разбиваются о камни, подобно мышам… (Они) питаются лисами, и лесными кошками, и кабанами, перекликаясь же волчьим воем» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 254].
Римский историк VI в. н.э. Иордан в своей Истории пишет, что вражья сила, бродя по степям (spiritus immondi per eremum vagantes), сочеталась с ведьмами и произвела на свет то зверское племя, которое сначала было очень ничтожно и принадлежало к числу людей, по имени означающем словеных. Антиохиец Георгий Писид (сер.VII в.) называл славян волками. Архиепископ Фессалоникский Иоанн (кон.VI – cер.VII в.) пишет о «зверином племени» славян «страшных как змеи»: «они уничтожили плоды деревьев и ветви, и корни их… и дикорастущие травы, наконец, сам прах земли, и еще были голодны». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, с. 113, 115].
Согласно сирийской (и развившей ее положения христианской и мусульманской) концепции народонаселения земли, славяне, как обитатели зоны «шестого-седьмого климата», органически неполноценны, они живут на севере, где солнце редко светит над их головами, поэтому «славяне больше похожи на скотину, чем на людей … ими овладевает грубость, дикость и животность»., [Там же, с. 281]. Епископ Агапий Манбиджский (†941) в «Книге титулов» пишет о славянах как о тупых и кровожадных существах, которых нужно подвергать кастрации [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. - М., 2010, т. III, с. 97].
Древние латинские источники также полны унизительных оценок славян, так, епископ Бонифаций в середине VIII века характеризовал славян как «гнуснейший и наихудший род людей». Бонифаций задал вопрос римскому папе Захарию ( 752 г.) уместно ли со славян язычников брать подать, на что последовал ответ: «Поскольку о славянах, населяющих земля христиан, подобает ли брать с них подать, спросил ты, брат. Здесь совета не нужно, ибо суть дела очевидна. Ведь если будут жить без подати, то когда-нибудь начнут считать эту землю своею собственной; ежели начнут платить подать, то будут знать, что у этой земли есть господин». [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, c. 417].
Действительная история опровергает мифы о диких животных в образе славян. В отличие от изнеженных и продажных ромеев славянские легионы в Риме и Византии, составляя собою лучшую часть войска.
Более двадцати славян было возведено на Римский престол: Юстин I, Клавдий, Кесарь-Север и Валенций – иллирийцы; Юстиниан, Юстин II, Проб, Максимиан и Валентиниан - паннонцы; Диоклетиан - далмат; Константин-Хлор - Русин. Император Василий также был славянин.
Римляне, страшась славянских набегов, с 69 г. н.э. стали выплачивать содержание некоторым славянским вождям и старейшинам, одновременно, как сообщает Иосиф Флавий (37/38 – ок. 100 гг. н.э.), усилив свои гарнизоны до 3 тыс. гоплитов и флот до 40 кораблей «на несудоходном прежде и суровом [Черном] море». [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, том I, c. 131].
Когда «вечный Рим» вступил в период глубокого кризиса, наступил час расплаты за многовековое угнетение им народов. Европейские племена объединились против общего врага и с громом опрокинули Рим. После падения в 476 году Западно-Римской империи и возникновения на ее территории ряда «варварских» государств, последним оплотом рабовладельческой системы в Европе осталась Восточно-Римская империя - Византия.
[1] Ст. слав. Словѣнє, бел. славяне, укр. Слов’яни, русин. Славляне, болг. Славяни, макед. Словени, сербск. Словени, хорв. - бос. Slaveni, словенск.Slovani, польск. Słowianie, чешск. Slované, словацк. Slovania.
---------------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.