На продаже в Нижнем Новгороде всплыл очень необычный для нашей страны полноприводный ретро-автобус. Он носит марку "Чавдар", но сделан не в СССР!
Скорее всего, вы даже не слышали о такой марке. Пусть вас не смущают русские буквы на логотипе - сделано он не в СССР, а в дружественной в то время Болгарии.
Если честно, для меня он также стал настоящим сюрпризом. Я сразу же полез в Интернет и обнаружил, что скорее всего его модель называлась 5С. И выглядит он словно смесь Икаруса и нашего ПАЗика.
Автобусы марки Чавдар выпускались в болгарском городе Ботевграде. История компании начинается в 1921 году, когда там была открыта слесарно-тележная мастерская, в которой работали всего четыре человека.
Но уже скоро дела пошли в гору, производственные площади были расширены, а до 1947 года Чавдар изготовил около 120 автобусов на шасси Ford, Dodge и Mercedes-Benz.
В конце 1947 года предприятие было национализировано и продолжило выпускать автобусы, в том числе на шасси советских грузовиков ЗИС-150 и ГАЗ-51.
Впоследствии завод выпускал целую гамму автобусов среднего и большого класса, в том числе и междугородние по лицензии компании Setra.
Но 5С всегда оставался одним из самых редких и интересных автобусов в модельном ряду.
Он выглядел очень самобытно и имел модный в то время дизайн с округлыми формами. Автобус вмещал 14 человек и был оборудован дизельным двигателем Perkins.
Двигатель, как у нашего ПАЗика, располагался спереди, рядом с водителем. Но посмотрите, какой компактный моторных кожух. Это не сравнить с тем, что мы видим у ПАЗика.
А вот рычаг механической коробки передач расположен крайне неудобно. Для смены передачи водителю придется тянуться правой рукой назад. Схожие ощущение вы можете получить в советском грузовике ГАЗ-66.
Салон автобуса, выставленного на продажу в Нижнем Новгороде, уже далеко не во всём аутентичный. Время никого не щадит.
Через некоторое время автобусы Чавдар 5С обновили. Они получили прямоугольные передние фары, новые бампера и некоторые декоративные элементы, но главное изменение скрывалось под капотом.
Там разместился более современный 3.8-литровый турбодизель от чехословацких грузовиков Avia.
Измененный автобус получил индекс LC-51 и выглядел ну очень мило!
Что касается выставленного на продажу экземпляра, то он в Нижнем Новгороде катается уже довольно давно. Его видели на различных мероприятиях и выездах на природу.
Судя по всему, он не работал по прямому назначению, а был машиной выходного дня.
На фотографиях ниже вы можете посмотреть на состояние кузова. Да, есть проблемы, но всё пока еще устранимо, судя по всему.
В настоящее время автобус продают за 220 тысяч рублей. Продавец утверждает, что его 3,9-литровый турбодизель недавно прошел капремонт.
Интересно, что в 2017 году его также пытались продавать. Но гораздо дешевле. Я нашел старое объявление о продаже, где за автобус просили 160 тысяч рублей.
Ниже фотография, датируемая зимой 2017 года.
Сам же автопроизводитель Чавдар "кончился" в 1999 году. Компания была выкуплена болгарским авторемонтным предприятием «Кента», расположенным в городе Омуртаг. Производство автобусов было прекращено.