Основателем полноценного военно-морского флота в России является Петр I, хотя первый российский корабль европейского типа был построен ещё его отцом – Алексеем Михайловичем. Но именно при Петре, начиная с подготовки к Азовскому походу 1698 года, началось строительство серьезного военного флота.
Флот был любовью царя с детства. Находясь за границей вместе с Великим посольством Петр, уделял изучению корабельного и флотского дела первостепенное значение. Особенно сильное впечатление на него произвели маневры английского военно-морского флота на знаменитом Спитхедском рейде, которые он наблюдал в 1698 году. Этот рейд издревле являлся местом сбора британского военного флота. Рядом в Портсмуте находились крупнейшие верфи и база английского флота. Под впечатлением увиденного, Петр решил завести и в России традицию организации военно-морских парадов и смотров. Тем более, что в это время быстрыми темпами продолжал строиться русский флот на Азовском море.
По возвращении из-за границы Петр провел смотр построенного на тот момент флота – это произошло в августе 1699 года в Азовском море на рейде Таганрога. В манёврах участвовало 28 кораблей, которыми командовал адмирал Ф.А. Головин. Это уже был серьезный флот – флагманский линейный корабль «Скорпион» имел 62 орудия.
В последующие годы Северной войны Петр I проводил морские парады и праздники после всех значительных побед над Швецией в морских сражениях – 27 июля 1714 года после победы при Гангуте, в Петербурге был проведен «Гангутский триумф», в ходе которого на рейде Невы были построены не только русские, но и плененные шведские корабли.
Следующий морской парад был проведен ровно через 6 лет в этот же день - 27 июля была одержана победа над шведами при Гренгаме (Аландские острова). По указу Петра этот день стали отмечать торжественной службой, морским смотром, сухопутным парадом, пальбой пушек и фейерверком.
После победы в Северной войне и заключения мира со шведами, в новой столице 22 октября 1721 года был устроен официальный государственный праздник с морским смотром, салютом и ассамблеей. По этому случаю Сенат и Священный Синод присвоили царю Петру титул Императора Всероссийского и «Отца Отечества».
Через два года в 1723 году император Петр I распорядился к очередному морскому смотру доставить из Москвы в новую столицу свой любимый ботик «Святой Николай», на котором он учился судовождению на Просяном пруду и Плещеевом озере. Прибывший из Москвы 29 мая ботик Петр I торжественно встречал перед Александро-Невской лаврой.
А 11 августа 1723 года ботик принял участие в первом большом морском параде на кронштадтском рейде. Царь на ботике принимал парад 20 линейных кораблей, которые выстроились в кильватерную колонну и приветствовали ботик залпом из 1500 орудий. Ботик торжественно прошел перед строем линкоров. Капитаном «Святого Николая» был генерал-адмирал Апраксин, за рулем стоял сам Петр, а экипаж, включая гребцов на веслах, состоял из вице-адмиралов. В торжественной речи Петр назвал ботик дедушкой, а приветствовавшие его корабли внуками. С тех пор за ботиком закрепилось звание «дедушки русского флота».
После смерти Петра I традиция проведения морских смотров и парадов на некоторое время потеряла для российских государей первостепенное значение ...
Продолжение следует...
Подписывайтесь на наш канал!