1962 год. Фрося Бурлакова приезжает поступать "на артистку". Для жизни в столице она во всеоружии: матушкино выходное платье, пожитки в заплечном "сидоре", весёлый нрав, боевой характер и громкий голос.
Куда определиться на постой, как не к знакомому знакомого, который когда-то учился в сельской школе? Это ж почти родня! И с громким стуком во входную дверь в обители скульптора появляется белокурая сибирячка.
Квартира скульптора не так уж и мала. Конечно, комната и кухня невелики, но вот такая огромная мастерская встречается редко. Впрочем, рассмотрим всё по порядку.
Комната
Такая комната, мне кажется, характерна для 60-х. Стены гладкие, кремовые. У нас дома были такие же оштукатуренные стены и потолок. В краску добавляли колер, и в побелку для потолка - синьку. Смотрелось лаконично и свежо. Только одежда пачкалась, если к стене прислониться.
Такой вариант смотрится современно - почти как обои под покраску. Лаконичная светлая стенка в скандинавском стиле уставлена посудой - она выполняет роль буфета.
На полках - рисунки и скульптуры. На тумбочке бюст хозяина дома. Мне импонирует такой интерьер - стильный без навязчивости, вещи гармонируют друг с другом.
Настенное бра простой формы рядом с диваном, небольшой прямоугольный стол. Приятный рисунок портьер. Обратил внимание на светильник на столе: три ножки и плафон в виде овала. Я бы не отказался от такого.
Чисто, впрочем, при наличии домработницы это не удивительно. Продуманно. Удобно и функционально, и поэтому красиво. Никаких декоративных излишеств.
Кухня
Небольшая кухня смотрится по-спартански. Непривычно смотрится пространство под мойкой без кухонного шкафчика. Да и сама раковина фаянсовая - позабытый нюанс. А ведь так и было.
Газовая плита - большое удобство. И цвет практичный - чёрный. У кого есть такая плита, знают, как нелегко держать в чистоте её поверхность.
Настенные полки самые обычные.Такие были в каждом доме - и покупные, и самодельные. А вот банки для круп меня заинтересовали. Они редко у кого были.
Скульптор, Николай Васильевич, свой быт организовал с любовью и присущим ему чувством меры. Ничего лишнего. Всё на своих местах.
Мастерская
Это помещение описывалось во множестве статей, и неудивительно. Оно уникально - двухуровневое, большое, наполненное воздухом и светом. Настоящая мастерская. И творческие особенности скульптора видны здесь особенно ярко.
Больше всего Фросе, по одной из версий, приглянулась статуя девушки с поросёнком на руках - такие работы советские скульпторы выполняли по заказам свыше. Ничего плохого в прославлении людей труда не было. Но вот статуи иногда были излишне помпезны и фальшивы.
Недаром автор в фильме решительно расправляется с негодными, по его мнению, творениями и разбивает одну из масок - этот жест чуть не привёл к тому, что фильм собирались закрыть. Ведь, по заявлению комиссии, Папанов разбил изображение Карла Маркса! С трудом удалось доказать, что это был Герцен.
Честно говоря, из всех работ скульптора мне понравилась только одна. Это небольшая статуэтка лошади, стоящая на одной из нижних полок. Мне эта лошадка показалась исполненной грации и веселья.
Могла ли существовать в действительности такая квартира? Почему бы и нет - художники и скульпторы занимали самые неожиданные помещения. Зачастую мастерская была в одном здании, а жильё - в другом конце города. Николаю Васильевичу повезло. Он жил, и работал в одном месте.