Часть I (Предание)
Смоленская икона Божьей Матери является одним из самых загадочных пропавших произведений искусства. Сведения о ней уходят далеко в глубь веков, где легенды и предания тесно, а иногда и не очень, переплетаются с исторической реальностью.
О ее происхождении достоверно ничего не известно. По преданию, эта икона была написана самим евангелистом Лукой еще в I веке. Согласно другой версии, икона представляет собой список (копию) Одигитрии Влахернской, которая тоже по преданию была написана евангелистом Лукой, хотя искусствоведы больше склоняются к мысли, что в реальности она была написана лишь в XIII веке.
Считается, что Смоленская икона Божьей Матери попала на Русь в 1046 году вместе с дочерью греческого императора Константина Анной, будущей матерью Владимира Мономаха. Правда, в этой истории есть также много странного, так как по византийским источникам у императора Константина не было детей, а если и были, то странно чтобы он отдал свою единственную дочь (собственно, род императора Константина на нем и прервался) сыну киевского князя, проигравшего прямо перед этим войну с Византией. Как бы там ни было, но согласно церковному преданию в начале XII века Владимир Мономах перенес икону в храм Успения Богоматери в Смоленск, после чего ее и начали называть Смоленской.
Икона стала почитаться чудотворной в результате избавления Смоленска от татар, когда голос из иконы обратился к воину княжеской дружины по имени Меркурий с наставлением пробраться в лагерь Батыя и убить находившегося там «татарского великана». Что тот и сделал, но сам был также убит – ему отрубили голову. Но «Богоматерь не оставила труп его на поругание врагам», и Меркурий, взяв в руки свою отрубленную голову, вернулся в Смоленск, чем произвел, конечно, неизгладимое впечатление на татар, которые поспешили отступить.
Безусловно, в этой истории (помимо хождения без головы) много странного: почему об этой истории нет никаких упоминаний ни в русских, ни в татарских источниках аж до XVI века? Да и удивительный образом погиб Меркурий (не самое распространенное имя) в один день с другим Меркурием, Кесарийским, почитаемым христианским святым, но почти ровно на 1 000 лет позже.
Часть II (История)
В XV веке (и с этого момента на какое-то время история Смоленской иконы Божьей Матери становится более или менее документальной) икона оказалась в Москве. Причем согласно одной из версий как раз татарские ханы ее взяли из Смоленска и подарили московскому князю. Прежде чем вернуть в 1456 году икону обратно в Смоленск, с нее сняли первый точный список «мера в меру», который остался в Москве. С этого времени начинается история создания списков с иконы, из которых только чудотворных и особо чтимых насчитывается более 30, что в свою очередь привело к определенной путанице в том, какая затем икона за какие чудеса отвечала.
В частности, во время Отечественной войны 1812 года из Смоленска привезли сразу две иконы Смоленской Божьей Матери: копию 1602 года из надвратной церкви Рождества Богородицы Смоленского кремля пронесли перед русскими войсками накануне Бородинского сражения, а оригинал поместили в Москву, откуда его прямо перед занятием Москвы Наполеоном перевезли в Ярославль, а затем и обратно в Смоленск.
Независимо то того, когда именно была написана Смоленская икона Божьей Матери, ей через очень многое удалось чудом пройти, но только не через чудовищный XX век. Советская власть пощадила и Успенский собор, и саму икону, но 16 июля 1941 г. Смоленск был занят немецкими войсками, после чего любые следы иконы теряются.
Считается, что последними сведениями об этой иконе является донесение от 1 августа 1941 г. немецкому Верховному командованию армии Центр из Смоленска о «Сохранении церковных ценностей Смоленского собора», но под описание, содержащееся в том донесении, скорее подходит уже упомянутый список 1602 г., нежели оригинал, так что, возможно, икона пропала еще до занятия немцами Смоленска. Может быть, она даже где-то хорошо спрятана сейчас. И если она вдруг найдется, разве не это будет то самое, что называется «чудесным обретением иконы»?
Часть III (Искусство)
Несмотря на то, что сохранилось огромное количество списков с иконы, все они, являясь самостоятельными произведениями искусства, в той или иной степени отличаются от оригинала, от которого, к сожалению, не осталось ни одной фотографии, а только словесное описание: «Икона эта изображает Богоматерь в половину роста, по пояс; правая Ее рука лежит на груди, а левая поддерживает Богомладенца, который в левой Своей руке держит свиток, а правой благословляет. Цвет верхней одежды Богоматери — темно-кофейный, нижней — темно-синий; одежда же Младенца Иисуса темно-зеленая с прозолотью. На обратной стороне изображено Распятие с греческой надписью; внизу под ним вид Иерусалима».
Хотя такие имена как Андрей Рублев или Феофан Грек известный почти каждому, русские иконы стоят несколько особняком в истории живописи. Почему-то чувствуется некое внутреннее смущение, когда называешь их произведениями искусства. А ведь именно такими произведениями, и притом зачастую великими произведениями они и являются. Причем, что удивительно, указанное смущение не возникает, когда смотришь на европейскую живопись эпохи Возрождения, которая по большей части является теми же иконами. И если оценивать произведения искусства с точки зрения их культурного значения для последующих поколений, Смоленская икона Божьей Матери окажется определенно в числе самых влиятельных.
За последние сто с небольшим лет на территории России было уничтожено бесчисленное количество церквей, храмов, монастырей, вместе с содержащимися в них иконами. Практически это были небольшие картинные галереи, о многих из которых никто и не вспомнит сейчас. А жаль. В свое время отчасти благодаря случайности, Сикстинская Мадонна Рафаэля из простой алтарной иконы, забытой всеми в маленькой церкви провинциального итальянского городка, стала вдохновляющей силой, что забавно, русской интеллигенции XIX века.