Хороший косметологический салон оформляет медицинскую лицензию и нанимает штатных врачей-косметологов. А еще покупает косметику и препараты со всеми разрешениями, не колет ботокс молодым девушкам и дает отпор клиентам-террористам. А по соседству с таким салоном работает нелегальный — без лицензии, зато в два раза дешевле.
В косметологическом салоне работают врачи, в косметическом — кто угодно
Косметический и косметологический салоны занимаются уходом за лицом и телом, но предоставляют разные услуги:
- косметический салон — бытовые. Это все услуги, которые не связаны с повреждением кожи: чистка лица, удаление волос с тела, маникюр и педикюр;
- косметологический салон — медицинские. Это услуги, которые связаны с повреждением кожи, — уколы ботокса, контурная пластика или мезотерапия. Но косметологический салон может предоставлять и бытовые услуги, если хочет.
Главное отличие — в медицинской лицензии. В косметологическом салоне работают люди с медицинским образованием: врачи-косметологи и медсестры по косметологии.
Чтобы стать врачом-косметологом, нужно закончить:
- лечебный факультет и стать терапевтом или педиатром — шесть лет в институте;
- ординатуру по дерматовенерологии — два года;
- курсы переподготовки со специализацией по косметологии — четыре месяца.
Только такой врач имеет право делать инъекционные процедуры в косметологии: вводить разные препараты под кожу и в мышцы, делать контурную пластику губ и любые другие процедуры, которые связаны с уколами. Еще в косметологических салонах работают медсестры со средним медицинским образованием: они могут делать не все процедуры, но имеют право работать с внутрикожными инъекциями.
В косметическом же салоне с бытовыми услугами может работать кто угодно — достаточно пройти курсы.
Именно поэтому в России косметических салонов, их еще называют салонами красоты, больше. Яндекс-карты предлагают такие данные:
- 143 869 салонов красоты;
- 20 264 косметологических.
Но с салонами красоты всё неоднозначно: в их категорию могут попадать парикмахерские салоны и ногтевые студии, хотя Яндекс выделяет их отдельно.
По городам России косметологические салоны распределяются неравномерно — больше всего их, что не удивляет, в Москве:
- Москва — 1486;
- Санкт-Петербург — 576;
- Челябинск — 172;
- Смоленск — 44.
В некоторых регионах косметологических салонов нет совсем или их очень мало. Например, в Магадане их десять, а в Анадыре ноль.
У нелегальных салонов нет медицинской лицензии
По опыту, в России много нелегальных косметологических салонов, где работают люди без медицинского образования. Такие салоны популярны, потому что предлагают те же услуги, но дешевле. При этом их клиенты могут даже не знать, что салон работает нелегально или не имеет право проводить определенные процедуры.
Клиенты могут не знать, что салон работает нелегально или не имеет право проводить определенные процедуры
Есть клиенты, которые осознанно обращаются в такие салоны, например делают пластику губ на дому. Людям кажется, что это простая процедура, а все лицензии — бюрократия, поэтому можно сэкономить. Но всё может закончиться ишемией или некрозом тканей — их повреждением или отмиранием. К тому же в таких салонах используют препараты и косметику в основном от неофициальных дилеров: неизвестно, какой у них срок годности, откуда их привозят и кто производит.
Налоговой, Роспотребнадзору и другим контролирующим органам нелегальные салоны сложно найти: они не регистрируются как косметологические, работают на дому или в небольших кабинетах, поэтому органы даже не знают, где искать.
Официально такие салоны могут быть вообще не зарегистрированы или работать как косметические салоны, но оказывать медицинские услуги. Иногда такие нелегальные салоны успевают поймать, но это редкость: даже если клиент пожалуется в прокуратуру, не факт, что по этому адресу она кого-то найдет.
Если же косметологический салон работает официально, у него будет лицензия от Министерства здравоохранения.
Еще у легальных салонов медицинские оквэды:
- 86.21 — общая врачебная практика;
- 86.22 — специальная врачебная практика;
- 86.90 — прочая деятельность в области медицины;
- 47.74 — розничная торговля изделиями, применяемыми в медицинских целях.
Могут быть также оквэды на косметические и парикмахерские услуги — если салон дополнительно их оказывает, но это необязательно.
Салоны часто предлагают одинаковые услуги
Во многих салонах можно встретить одинаковые услуги. Почти всегда есть:
- чистка лица — процедура очищения кожи и пор;
- контурная пластика — коррекция губ, скул, носогубных складок;
- мезонити — подтяжка кожи с помощью специальных нитей;
- биоревитализация — процедура введения гиалуроновой кислоты под кожу;
- мезотерапия — инъекции составов против морщин.
Одинаковые услуги не связаны с модными тенденциями — всё зависит от дистрибьюторов препаратов.
Нормальные легальные салоны покупают косметику и препараты, которые продают официальные представители производств. У такой косметики есть регистрационное удостоверение.
Регистрационное удостоверение гарантирует, что препараты безопасны, прошли клинические испытания, содержат такие-то вещества. Иногда дистрибьюторы даже известных брендов предлагают новые разработки без удостоверения, зато с обещанием, что всё отлично, а удостоверение вот-вот появится. А еще есть продавцы, которые предлагают товары неизвестного происхождения, зато дешево.
На косметологическом рынке не так много проверенных производителей, а их дистрибьюторы работают сразу с несколькими салонами, а иногда и всеми в городе.
В Челябинске, например, всего два — три официальных дистрибьютора, которые могут официально продавать препарат «Диспорт» — качественный аналог ботокса. При этом работают десятки людей, которые предлагают этот же препарат нелегально, но дешевле. У них нет регистрационного удостоверения, тем не менее продавцы заявляют, что препарат с того же склада, но это вряд ли правда.
Время от времени производители предлагают новые продукты и услуги, а дистрибьюторы рассказывают о них, организуют обучение и продают. Естественно, почти все покупают — всем хочется предложить своим клиентам новинки от известного бренда. Вот так в итоге получается, что салоны оказывают похожие услуги.
Хороший косметолог не делает все процедуры подряд
Все косметологические процедуры можно делать с 18 лет, до 18 лет — только с согласия родителей. Но дело даже не в возрасте: у каждой процедуры есть показания и противопоказания. Если салон легальный, косметологи обязательно спросят, нет ли у человека противопоказаний — это, например:
- беременность;
- кормление грудью;
- заболевания щитовидной железы и онкология;
- металлические импланты в теле.
Если противопоказаний нет, процедуру можно проводить. Но здесь начинает работать профессионализм косметолога. Например, приходит молодая девушка, у которой даже нет морщин на лице, и просит подтянуть кожу. Нормальный косметолог обязательно спросит: почему она решила выбрать такую процедуру? что ее беспокоит? И предложит безопасную для нее услугу, которая, что главное, будет эффективной, в отличие от подтяжки.
Если салон работает нелегально, он не отвечает за качество процедуры и последствия. По опыту, когда пострадавшие клиенты таких салонов обращаются в суд, ответчики отделываются минимальными штрафами в четыре тысячи рублей.
Сколько нужно денег, чтобы открыть салон и какая от этого прибыль, читайте в статье