Донна Тартт является одним из самых востребованных современных авторов в жанре детектива. У нее всего три романа и выходят они с разницей в десять лет, но каждый из них становится бестселлером и продается миллионными тиражами на всех континентах, и это несмотря на внушительный объем и относительную глубину произведений. Неудивительно, что сразу возникает вопрос, кто она такая и откуда взялась такая востребованность на ее романы. Попробую ответить.
Книги Тартт это не простые романы, их содержание гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Одна из самых сильных сторон её романов — отсылки. Писательница ссылается на произведения русских классиков, "Преступление и наказание", "Бесы", "Идиот" Ф.М.Достоевского, "Война и мир" Л.Н.Толстого. На классику английской литературы, в "Щегле" прослеживается целая линия отсылок к "мальчику, который выжил". Отсылки к картинам эпохи возрождения, древней Греции и Библии. Это только малая часть того, что можно найти в её книгах. С каждым новым прочтением ты находишь все больше и больше намёков, поэтому её книги можно перечитывать и оставаться заинтересованным из раза в раз.
Первый свой роман Донна написала в 19 лет, в эпоху небольших произведений-зарисовок она произвела фурор на издания со своей "Тайной историей" на 600 страниц. Тем не менее, роман опубликовали и опубликовали, заранее зная, что он станет бестселлером. Так и произошло, роман очаровал читателей своими героями, атмосферой небольшого города в штатах и древнегреческой мифологией.
Сюжет развивается вокруг группы подростков из Хэмпден-колледжа в штате Вермонт, которые совершили страшное убийство. Они избранные, богатые, умные и знаменитые на весь колледж всевозможными слухами о каждом из них. Точно такой же и их общий и единственный учитель, столь же недосягаемый, как и его ученики. "Тайная история" — это роман полный убийств, трагедий, дружбы, любви и мифов древней Греции. Хотя главное его достоинство – сложные многогранные персонажи, которые мало похожи на других подростков из книг.
Второй роман Донны Тартт читатели ждали 10 лет, и вышел он только в 2002 году. Привыкшие к тому слогу и стилю письма, которым успела побаловать их Донна, читатели ждали чего-то настолько же претенциозного и "высокого", но второй ее роман "Маленький друг" вышел с совсем другой атмосферой. Исчезла вычурность, а на первый план вышла небогатая семья и маленькая девочка-подросток. Но одно остается неизменным - это великолепный язык Тартт, глубина ее мысли и сложные психологические портреты ее героев.
Малышка Гаррие, главная героиня "Маленького друга" — волевая, упрямая и решительная, на первый взгляд идеальный образ главной героини, но играет она в отнюдь не детские игры. Главным увлечением грядущего лета для нее станут поиски убийцы своего старшего брата и месть за самую большую трагедию ее семьи, повлекшую за собой развод родителей и психическую неуравновешенность матери.
Последняя на данный момент и, пожалуй, самая востребованная книга Донны Тартт, вышедший в 2014 году "Щегол". Именно за этот роман Донна получила Пулитцеровскую премию, и по его мотивам сняли одноименный фильм с Николь Кидман, Сарой Полсон и Финном Вулфардом. В "Щегле" присутствует атмосфера Амстердама, Лас-Вегаса и Нью-Йорка, самых колоритных и живых городов.
Повествуется книга от лица Теодора Декера, мальчика-подростка из Нью-Йорка, попавшего вместе с мамой в теракт в музее искусств. Мама Тео умирает при катастрофе, а неизвестный старик отдает Тео перед смертью свое фамильное кольцо и картину Карела Фабрициуса. С ней потерявшийся мальчик попадет в Лас-Вегас и за ней вернется в Амстердам. Именно эта картина станет соломинкой, вытянувшей его к свету. Роман "Щегол" — книга не только про подростков, дружбу и трагедию одного человека, это книга про искусство, его темную, незаконную сторону, про торговлю ворованными картинами и про освобождение одной птички.
Книги Донны Тартт в свое время стали феноменом и все еще остаются им. Они новы, свежи и слишком сильно отличаются от большинства современных книг, чтобы проигнорировать их существование и даже не обратить внимания хотя бы на одну из них. Не примкнуть к чему-то новому, непривычному, к чему-то, что останется в истории еще надолго и однажды войдет в список классических и обязательных к ознакомлению книг.