Выезд из гостиницы рано утром. Кое-как добрались до вокзала. На лицах студентов и лицеистов было написано явное желание умереть. Неприятная пасмурная погода, моросящий дождь, сырость, толпящиеся китайцы, которые не слышали о цивилизованных очередях - всё это настроило наших сопровождающих объявить локальную войну. Приказ – держать позиции, ни шагу назад, «а то не сядем потом»!
Выезд из гостиницы рано утром. Кое-как добрались до вокзала. На лицах студентов и лицеистов было написано явное желание умереть. Неприятная пасмурная погода, моросящий дождь, сырость, толпящиеся китайцы, которые не слышали о цивилизованных очередях - всё это настроило наших сопровождающих объявить локальную войну. Приказ – держать позиции, ни шагу назад, «а то не сядем потом»!
Как же приятно после часа ожидания, стоя в толпе настроенных не менее воинственно жителей Поднебесной, наконец-то, сесть в футуристического вида скоростной поезд! Сырость и нервозность сменились на комфорт и спокойствие. Тронулись.
6 часов пути прошли почти незаметно, возможно, из-за усталости, возможно, из-за удобств, предоставленных китайской транспортной компанией. Но здесь нужно сделать одну ремарку – мне очень повезло – я сидел у прохода. Если вы когда-нибудь «имели удовольствие» прокатиться на экскурсионном автобусе, то, наверное, столкнулись c узкостью пространства между сиденьями. Поэтому мои попутчики, особенно те, чей рост был выше среднего, смотрели на меня с нескрываемой завистью! Проблема была настолько ощутима, что мне пришлось ближе к концу поездки уступить несчастным своё «счастливое» место.
Формально менять места не разрешено, однако после проверки паспортов мы радостно забыли про запрет. Возникает вопрос – зачем же тогда было так спешить первыми попасть в вагон? Багаж – под него предусмотрены лишь верхние полки и небольшое пространство вначале вагона. В результате «закон джунглей» – «кто успел, тот и сел» поменялся на «кто успел, тот и положил» (свои пожитки). Зато бесплатный кипяток и чистый туалет – всё в наличии. Тысячу раз похвалил себя за то, что догадался прихватить с собой «китайский дошик». С едой в поезде были проблемы, и попытки ребят найти вагон-ресторан серьёзного успеха не возымели. Так и страдали до конца пути.
Мой вам совет – если когда-нибудь поедете на «китайском» сапсане, то запаситесь едой, не зевайте по сторонам и лучше выспитесь заранее в гостинице; если вам удастся ещё и место в проходе забронировать, будьте уверены – поездка пройдёт гладко!
Всю дорогу нас преследовала утренняя дымка, плавно превратившаяся в дневную, а затем и вечернюю, на поверку оказавшаяся «фирменной китайской». Она стала виновницей несбывшихся надежд увидеть ярко-зелёные, под нежными солнечными лучами – рисовые поля, каналы, тропические леса. Довольно глупые мечты, учитывая, что наш путь пролегал строго в рамках умеренного климатического пояса. Однако тот факт, что солнце решило обделить нас вниманием, не мог не опечалить…
Вокзал в Даляне ничем особенным не запомнился. Было не до этого! Нам страшно хотелось есть, в группе риска находились даже худощавые китайцы, о чём всем шутливо объявил друг.
Мы сели на заранее забронированные нами и представителями даляньского университета автобусы и менее, чем за час доехали до территории учебного заведения. О серьёзности сложившейся ситуации можете судить по тому, как мы прочитали название университета, перепутав «shīfàn» на «chīfàn», а именно «преподаватель» на «кушать». Liaoning Normal University, или «辽宁师范大学», или Даляньский Педагогический Университет – наше «убежище» на оставшиеся 20 с небольшим дней.
Далянь.
Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление, чтобы описать город, в котором прошла основная часть короткой стажировки. Основанный русскими в 1898 году, это место сохранило кое-какую память о своих основателях. В этом легко убедится и по созвучному названию - «Дальний» и «Далянь» (китайцы не меняли название города, а лишь подобрали собственный фонетический эквивалент). Где ещё вы встретите «русский квартал»? В городе находится русское мемориальное кладбище с музеем, посвящённым освобождению красной армией Китая от «японского гнёта». Здесь же, недалеко от города, расположена хорошо известная русской истории крепость Порт-Артур.
Однако Далянь – город контрастов. Чувство, что не так давно на этом самом месте происходили события, во многом, определившие судьбу родной страны, соседствует с ощущением in неопределённости, пустоты, которое оставляет после себя китайский коммунистический зодчий. Он строит строго и с размахом. Сложно придраться к его творениям, но та неведомая «атмосфера города», невидимая для глаза, ощущаемая глубоко в душе, теряется в Даляне. Здесь портовая зона соседствует с современной набережной, над которой возвышается дворец-замок наподобие немецкого «Нойшванштайна» - местная пятизвёздочная гостиница.
Стеклянные многоэтажки, каждая из которых может посоперничать с «Moscow City» (а их в Даляне очень много), широкие площади и проспекты гармонируют со спальными районами, до боли (особенно ночью) напоминающие «родные» Чертаново или Зябликово. Чистота и строгость улиц идут рука об руку со свалками мусора в закоулках и непередаваемыми «ароматами» местных рынков. Прибавьте к этому «Рукотворную Венецию» (целый квартал знаменитого города-памятника, фактически, из фанеры отстроенный на набережной) и получится незабываемый коктейль.
Попробовав его, я вкусил и разочарование от нехватки «аутентичности» и «историчности», и пустоту и грусть в душе, ощущение отрешённости, и уют, радость от чего-то «родного», и иронию от «нелепости» некоторых ингредиентов «напитка», и восхищение его размахом, строгостью, порядком. Равнодушным он меня точно не оставил.
Отдельно обращу внимание на планировку города. Если обычно природа при строительстве подчиняется мыслям и задумкам человека, несмотря на некоторые препятствия на пути – горы, леса, болота, - то в данном случае китайцы как будто решили не связываться с «грозным противником», а наоборот, заключили пакт о ненападении. В результате, город от центральной части, порта, длинными лучами растекается по горным долинам. Из каждой точки видны холмы, покрытые густым лесом, и это при том, что в нём проживает почти 7 миллионов человек! Как следствие - вытянутое, как змея метро, вряд ли имеющее мировые аналоги. Город очень зелёный и даже в самой центральной его части находится большой горный массив, который делит его на 2 зоны. В одной расположилась «Венеция», а в другой - площадь Синхай (星海广场) – самое популярное место в городе. Чтобы вы могли оценить масштабы, добавлю, что из одной части в другую мы ехали напрямик по серпантину на автобусе около получаса. Я искренне думал, что мы покинули город и едем в совсем другое место. Какого же было моё удивление, когда мне заявили, что мы всё там же, в Даляне!