Найти тему
2,8K подписчиков

Энциклопедия нового русского рока

Katerina ZHARINOVA

Katerina ZHARINOVA Тёмное продюсерское прошлое Сергей Жариков (Sergey Zharikov): 20-томная «Антология Нового Русского Рока» — Recommended Records SpecialRadio Media Project (2003—2006) Появилось время

Тёмное продюсерское прошлое Сергей Жариков (Sergey Zharikov): 20-томная «Антология Нового Русского Рока» — Recommended Records SpecialRadio Media Project (2003—2006)

Появилось время переслушать серию Recommended Records, выпущенную в начале 2000-х Специальным радио (Specialradio.ru) и спродюссированную Сергеем. С подачи одного старинного друга мы вместе одно время подрабатывали за юмористическую зарплату на этом интернет-радио, — было голодно, нервозно, но временами весело. И позволило Сергею реализоваться как продюсеру: до этого он издавал только диски собственной группы ДК.

Идея сделать сборники независимых, известных и малоизвестных групп, не имеющих иного выхода на аудиторию кроме Интернета, буквально носилась в воздухе. Тогда формат FM-радио окончательно дискредитировал себя категорическим отставанием от времени — ведь Интернет становился доступным, появились уже цифровые плееры и один шаг оставался до телефонов с встроенными камерами и проигрывателями, как грибы росли сервисы, продающие контент по запросу.

Агония российского FM-радио, пошлого и предсказуемого, включала попытку ограничить количество исполнителей, которые попадали в эфир. Т.е. все конечно понимали, что "наши-радива" создавались вообще не для этого, и что странно от стиральных машинок для отмывания рекламных бюджетов ждать энтузиазма в области собственно продвижения музыки. Но похоронила их, конечно, очевидная некомпетентность далёких от музыки людей на FM, с немыслимым провинциальным апломбом забивавших эфир эксгумированными трупами 80-х и прочими "певцами ртом", — отказываясь видеть тысячи независимых групп, которые где-то на коленках, в гаражах и клубах умудрялись записываться. И уровень этой "самодеятельности", которая напрочь была лишена каналов коммуникации с потенциальными продюсерами, дистрибуторами, слушателями (и покупателями альбомов, кстати) — был по большей части куда круче того, что упорно гоняли по FM и ТВ-ящику.

Энциклопедия «нового русского рока» Recommended Records на 20 дисках, включающая более 250 русскоязычных групп со всего мира, продюсером которой выступил Сергей, отсылала к международному проекту Robert Wyatt и Fred Frith, но с поправкой на время и место. Философия проекта RR в интерпретации Сергея предполагала не столько создание музыкальных сборников под левацкой вывеской «искусство — в массы», но давала срез актуальной для своего времени «самодеятельности» — независимой русскоязычной музыки начала 2000-х, которая не попадала в ротацию FM .

Фактически это была попытка реализовать коммуникацию независимых русскоязычных музыкантов с аудиторией — в обход завуалированной цензуры официальных СМИ. И результатом стал выпуск лимитированной серии сборников с буклетами, рассказывающих о группах, со ссылками на их сайты. Идея независимой коммуникации реализовалась, но…

По весьма понятным и оч. приземлённым причинам проект не получил никакого прома в среде т.н. признанных музыкальных экспертов: кто захочет повышать конкурентность грядок, на которых десятилетиями успешно паслись раздутые, как жабы через соломинку, штатные «рузске-рокеры» 80-х, бригады профессиональных околомузыкальных тусовщиков и стада их пожилой тугоухой паствы? Ведь уже не первое поколение «музыкальных критиков» тут продолжает имитировать рок-музыкальную жизнь и плодят абсолютно медийные зомбо-организмы, которые трудно оценивать с точки зрения музыки, но гарантирующие их окружению питание на следующие пару пятилеток.

Но ушатом холодной воды стало не это. Музыканты, включенные в энциклопедию, за очень редким исключением так до конца не поняли значения и возможностей проекта для самопрезентации. Наиболее адекватные в интервью и на своих сайтах рекламировали RR, — но бОльшая часть просто сложила крылья и развернула великоватые мешки в ожидании ящиков пивка (зачёркнуто) манны небесной.

Проект RR был изначально заявлен как некоммерческий, поэтому Специальное радио отказалось вкладываться в рекламу, и мы ожидали от участников проекта большей солидарности хотя бы в части подключения «сарафанного радио», понимая, что поддержки ждать не от кого и никаких публикаций от музыкальных критиков не будет за отсутствием здесь собственно института критики (конторы по освоению рекламных бюджетов не в счёт).

Честно говоря, для меня до сих пор остаётся загадкой, как такой массив данных о независимой русскоязычной музыке начала века мог остаться за рамками интереса западной музыкальной критики. Ну, с российскими музыковедами всё ясно: банальный шкурный интерес не позволил. Но вот неужели не нашлось за пределами нашего кладбища идей ни одного заинтересованного в изучении феномена этого карго-ренессанса рока? Да, запредельно-вторичный, но и наивно-драйвовый, с такой любовью сделанный буквально на коленках: это же не просто соломенные самолёты, которые летают, — но уже соломенные космические корабли, пусть плохо, но всё же летящие за шаттлами многоразового использования, пусть и на 40 лет опаздывая.

Эти сборники RR состоялись в конце концов благодаря воле, усилиям, экспертизе и энтузиазму продюсера: Сергей лично занимался просеиванием музыкальных трэков, тысячами присылаемых на радио, делал ремастеринг первых сборников с Сергеем Летовым, а позже сам сидел часами, вытягивая звук почти безнадёжного по качеству, но музыкально интересного материала. Если (когда) приведётся слушать эти сборники, вспомните, как грибы пробиваются сквозь асфальт: всё, что здесь прорастает — прорастает не «благодаря», а «вопреки».