Как это ни странно, но на «железном» корабле огонь является одной из самых страшных угроз, пожары практически всегда приводят к тяжелым последствиям. На любом корабле имеется огромное количество пищи для огня в виде топлива, смазочных материалов, боеприпасов, кабелей и начинки оборудования, притом щедро приправленных различными газами и воздухом высокого давления. Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю известных пожаров на современных военных кораблях, их причинах и последствиях.
Один из ярких примеров фатальности пожара для современного (ну, уже условно, но тем не менее) корабля — поражение британского эсминца «Шеффилд» противокорабельной ракетой во время Фолклендской войны. Мизерная, по меркам, к примеру, времен ВОВ, боевая часть ракеты, весом всего 165 килограмм, спровоцировала пожар, уничтоживший практически всё внутри корабля. Попытки бороться с огнём в открытом море были неудачны, команда с корабля была снята, а сам он позднее потерял остойчивость и затонул. Катастрофа «Шеффилда» вскрыла довольно серьезный дефект защищенности боевых кораблей — во-первых, отсутствие бронирования (а какой смысл?) сделало их более уязвимыми даже к небольшим повреждениям, а во-вторых, насыщенность легкогорючими материалами, в том числе сплавами алюминия и даже магния, сделала пожары крайне трудноконтролируемыми. На самом деле это — плата за энерговооруженность и скоростные характеристики, в вечной борьбе щита и меча последний стал столь силен, что наличие щита потеряло всякий смысл — ценнее стала динамика и способность «обмануть» меч..
Шестидесятые годы оказались выдающимися на огненные события для американского авианосного флота. Трехчасовое горение склада с магниевыми вспышками Мк-24 унесло жизни 44 человек на авианосце «Орискани» в 1966 году. Примечательна история спасения одного из пилотов, который оказался отрезан огнем в своей комнате, но смог открыть иллюминатор, и пережидал пожар, завернувшись во влажное одеяло и высунув голову за борт. Некоторое время спустя его увидели сверху и передали ему противогаз и пожарный шланг, что позволило ему не только выжить, но и успешно бороться с огнем со своей стороны. Вторым стал авианосец «Форрестол» 29 июля 1967 года. Во время Вьетнамской войны авиакрыло «Форрестола» активно участвовало в боевых действиях. Боеприпасы расходовались настолько быстро, что на борт пришлось погрузить бомбы старого образца, взрывчатый состав в которых был менее устойчив к температуре и удару. Считается, что это могло послужить одним из факторов, усугубивших тяжесть ситуации. На палубе кипела активная работа: одновременно к вылетам готовились несколько «Фантомов» и «Скайхоков». В какой-то момент на одном из «Фантомов», стоящем на правом борту, самопроизвольно сработало зажигание на одной из небольших неуправляемых ракет «Зуни», подвешенных в блоке под крылом. Ракета ударила в подвесной топливный бак «Скайхока» на левой стороне полетной палубы, спровоцировав разлив и возгорание топлива. Сама ракета даже не взорвалась! Взрыватель таких ракет остается заблокированным в течение некоторого времени после схода с направляющей. Возникший огонь вызвал разрушение и воспламенение топливных баков других самолетов, а затем в огне начали взрываться и бомбы. В свою очередь, бомбы пробивали бреши в полетной палубе, горящее топливо начало стекать внутрь корпуса. Считается, что за время пожара сработало как минимум 9 крупных боеприпасов.
Борьба с огнем длилась около 18 часов. В результате событий 21 самолет был полностью уничтожен, 40 — повреждены. При этом часть самолетов пришлось сбросить с палубы, чтобы избежать новых взрывов и распространения огня. Погибло более 140 человек, 160 получили различные травмы. Сам авианосец был значительно поврежден, разрушена часть полетной палубы, значительно поврежден самолетоподъемник правого борта, разрушены зенитные артиллерийские установки. Ремонт проводился в течение без малого 6 месяцев и обошелся около 75 миллионов долларов (более 600 миллионов по современным ценам). Пожар на «Форрестоле» стал крупнейшим в послевоенной истории военно-морского флота США. По результатам пожара была значительно пересмотрена система безопасности и подходы к обращению с вооружениями, изменены требования огневой и детонационной стойкости применяемых взрывчатых веществ и взрывателей, разработана и стала устанавливаться на более поздние авианосцы система орошения полетной палубы забортной водой. Также для команд была создана Школа Пожарных (Farrier Fire Fighting School Learning Site) в Норфолке.
В 1969 году «успех» «Форрестола» практически полностью повторил первый атомный авианосец CVN-65 Enterprise. Причиной послужил перегрев всё той же «Зуни» под крылом «Фантома» горячим выхлопом от пускового агрегата на палубе. Последовал взрыв шестикилограммовой боевой части, от которого разрушились баки самолета, вспыхнувший огонь привел к детонации как минимум 18 боеприпасов различного калибра, 8 из которых пробили полетную палубу. Взрывы и огонь повредили противопожарную систему, которая могла бы подать огнегасящую пену. В подпалубном ангаре, куда пламя проникло через пробитые взрывами дыры, также загорелся самолет-заправщик, баки которого содержали примерно 23 тысячи литров авиационного топлива. Пожар был потушен усилиями команд трех кораблей (собственно «Энтерпрайза», эсминца «Роджерс» и атомного крейсера «Бэйнбридж»), а последующий ремонт занял более полутора месяцев.
Традиционно в Советском Союзе различные инциденты, и тем более — катастрофы, были покрыты завесой гостайны. Но некоторые события развивались буквально на глазах мировой общественности. Один из ярких примеров — гибель атомной подводной лодки К-8 под командованием каперанга Бессонова. Возникший пожар, предположительно — воспламенение регенерационных патронов в рубке гидроакустиков, привел к значительным потерям в экипаже, распространение огня потребовало заблокировать реакторный отсек вместе со сменой управления (они предотвратили тяжелую радиационную аварию ценой собственных жизней). К-8 покоится на глубине почти 5 километров в Бискайском заливе. Несколько лучше документирована гибель АПЛ «Комсомолец». Уникальное судно, единственный представитель проекта 685 «Плавник». Построенная с широким применением титановых сплавов в конструкции корпуса, подлодка достигла рекордной для боевых кораблей глубины — 1020 метров. 7 апреля 1989 года при следовании на глубине 380 метров по неустановленной причине возник пожар в 7 отсеке АПЛ. В процессе аварийного всплытия огонь перекинулся на электрические коммуникации отсека, что привело к потере электропитания и хода лодки на глубине примерно 50 метров. При продувании балластных цистерн возник разрыв трубопровода воздуха высокого давления, которым пожар буквально начало «раздувать». Подлодка всплыла, штатно сработала аварийная защита реактора, но с пожаром справиться не удалось. В результате повреждений, вызванных огнем, началось затопление отсеков, и спустя примерно 6 часов после начала пожара подлодка затонула на глубине почти 1700 метров.
«Самое опасное место в мире — это кровать. Большинство людей умирают именно там.» Марк Твен.
Эту фразу мне хотелось бы взять в качестве эпиграфа к части, посвященной событиям последних лет. Некоторые из пожаров начались при довольно странных обстоятельствах и заслуживают своих теорий заговора..
23 мая 2012 работник Casey J. Fury получил задание по очистке носового отсека находящейся на плановом ремонте ударной атомной подводной лодки USS Miami. Работа достаточно трудоемкая, проводилась с применением пескоструйной техники. Кейси страдал от депрессий и принимал соответствующие препараты. Когда ему становилось хуже — брал отгулы. 23 мая отгулов не хватило, и для сокращения рабочего времени Кейси решил устроить небольшое задымление. По его расчетам, работников должны были эвакуировать, и он мог бы пойти домой. Согласно первичному отчету, намеренный поджог был исключен, считалось, что источником воспламенения послужил некий предмет, попавший в пылесос, с которым работал Кейси. Позднее на допросах он всё же сознался, что нарочно зажег промасленную ветошь, находившуюся в отсеке. Итог — 12-часовой пожар, борьба с которым осложнена стесненными условиями подводной лодки, открытыми переборочными люками и огромным количеством ядовитых продуктов горения. Выгорели носовой торпедный и командный отсеки, значительный ущерб нанесен коммуникациям и сложному оборудованию, из-за перегрева потеряна прочность секций корпуса и трубопроводов. После длительного исследования ремонт признан нецелесообразным. ВМФ и верфи понесли совокупный ущерб почти на 450 миллионов долларов.
Индийская подлодка INS Sindhurakshak (S63) -дизельная подлодка проекта 877, построенная на Адмиралтейских Верфях в Петербурге. 14 августа 2013 на ней произошел пожар с последующим взрывом как минимум части боезапаса. Причины пожара установить затруднительно, считается, что имело место нарушение правил обращения с находящимся на борту вооружением. Пожар и взрывы произошли в гавани, при подготовке подлодки к выходу в море, и привели к практически полному разрушению носовой части лодки и затоплению на глубине порядка 15 метров у пирса. Спустя почти 4 года лодку всё же подняли, но перспектив ремонта не было. Надо заметить, что и до фатального пожара подлодка пережила несколько инцидентов. В частности, героические индусы били её об дно и дважды — о другие суда. В 2010 году на подлодке также произошел пожар и взрыв, после него лодка была доставлена на борту тяжелого транспортного судна на предприятие «Звездочка», где проходила ремонт и модернизацию, которая была закончена в 2013 году.
2019 год оказался несчастливым для единственного авианосца (да-да, авианесущего крейсера, знаю) России. В конце 2018 затонул уникальный плавучий док, способный принимать корабли такого размера. Сам «Кузнецов» получил пробоину и повреждения корпуса упавшим краном, но остался на плаву. А 12 декабря 2019 года на крейсере произошел крупный пожар. Считается, что пожар стал результатом нарушения при проведении сварочных работ. Площадь пожара составила около 600 квадратных метров, очаги горения располагались на нескольких палубах корабля. Тушение пожара заняло около суток, привело к увеличению расчетной длительности ремонтно-модернизационных работ на год и дополнительным расходам порядка полумиллиарда рублей. "Корабль на плаву. Остойчивость не потерял. Значит, жить будет"— такой итог подвел событию глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов.
25 сентября 2019 года на воду был спущен один из крупнейших кораблей китайского флота — УДК Type 057. А 11 апреля 2020 во время работ у заводского пирса на нем произошел крупный пожар. На настоящий момент подробности происшествия всё ещё не раскрываются. По наблюдениям очевидцев, пожар был потушен сравнительно быстро, а на следующий день, 12 апреля, были оперативно ликвидированы все внешние следы пожара, в частности — следы дыма на кормовой части и надстройке. Что же, это Китай…
12 июня 2020 года. К совершенно фантастическим, тяжелейшим последствиям привел пожар на находящейся в сухом доке французской атомной подводной лодке Perle. Пожар, длившийся более 14 часов, привел к выгоранию буквально всего, что может гореть, вплоть до резиновой обшивки и обтекателя отсека гидроакустической системы, причем, судя по фото — сама система также буквально превратилась в пепел. Что же, сжечь собственную подлодку в собственном ремонтном доке — это неплохой вариант утилизации. По утверждениям Французского флотского командования, ни ядерного топлива, ни вооружений на момент пожара на подлодке не было, выхода радиоактивных веществ не отмечено. Любопытно, что буквально утром этого же дня министр обороны республики Флоранс Парли торжественно отчиталась об успешном пуске ракет с другой подводной лодки. Этот пожар оставляет массу пищи для разнообразных домыслов. АПЛ данного класса признаны довольно неудачными, да и к тому же устаревшими. Так ли хотели ремонтировать несчастную «Жемчужину»?
Ну и наконец, свеженькая вишенка на торте. Четырехдневный пожар на американском УДК Bonhomme Richard (LHD-6). УДК класса Wasp — крупные авианесущие десантные корабли флота Соединенных Штатов Америки, второй по размерам тип боевого корабля после авианосцев. Корабль такого типа несет на борту порядка 1800 морпехов с техникой, вооружением, средствами высадки и огневой поддержки — 2-3 десантных катера на воздушной подушке или до 12 десантных барж, 6-12 самолетов вертикального взлета (как раз ради переоборудования под применение новых F-35B вместо устаревающих Sea Harrier корабль и встал на ремонт), вертолеты различных типов, конвертопланы V-22 Osprey.
Пожар начался 12 июля 2020 в десантном твиндеке судна, находящегося на плановом ремонте. Начало сопровождалось несколькими взрывами, предположительно — газовых баллонов (наличие вооружения на борту флот отрицает), огонь быстро распространялся по строительным материалам и кабельным каналам к полетной палубе и к машинному отделению. Всего за несколько часов неконтролируемое горение превратило корабль в настоящий вулкан, а дымный шлейф был даже снят пролетавшим мимо спутником. Главной угрозой считалось вовлечение в активное горение 3700 тонн топлива в цистернах корабля, поэтому мы могли наблюдать эффектную работу пожарных буксиров гавани по проливке бортов судна с целью охлаждения топлива. Пожар потушен, но выгорела значительная часть внутренних помещений, в палубе зияют дыры, надстройки покорежены огнем, а сам корабль приобрел серьезный крен на левый борт.
Такие дела….
Данный обзор не претендует на роль исчерпывающего, мне хотелось лишь отметить наиболее выдающиеся, на мой взгляд, события.
Если статья понравилась, для вашего удобства собрал ссылки на все наши ресурсы:
Сайт | ВК | Телеграм | Яндекс Кью