Эпоха Возрождения нашему современнику кажется праздником гениев и менестрелей. Однако она не была такой уж безоблачной и таила в себе тысячи мрачных тайн, спрятанных в казематах святой инквизиции. Одной из жертв последней стал и богатый ватиканский сановник, кардинал Альфонсо Альберто Петруччи. Ярость кардинала, которого пытали, заковав в кандалы, была столь велика, что он гневно отверг причастие пришедшего в тюрьму пастора и указал ему на дверь. Палача, проскользнувшего вслед за священником, Петруччи не заметил...
В марте 1513 года Джованни Медичи, наследника правителя Флоренции, избрали папой римским. Избрание нового, 37-летнего папы, получившего имя Лев X народ встретил с воодушевлением - все надеялись, что молодой понтифик будет править долго и разумно. Отчасти Лев X оправдал ожидания верующих - пригласил в Рим величайших художников эпохи: Микеланджело, Рафаэля, Корреджо, выдающегося поэта и драматурга Ариосто и стал покровительствовать им, да и сам чувствовал себя как рыба в воде в атмосфере великосветских развлечений. Даже Леонардо да Винчи делал для папы игрушки - лепил из воска летающих крылатых животных, наполненных теплым воздухом.
"Будем наслаждаться папством, дарованным нам Господом", - написал Лев X брату Джулиано сразу после своего избрания.
Наступил золотой век поэтов, воспевающих совершенство Цицерона и Вергилия, вновь стала популярной эпоха античности.
Но на меценатство и собственные прихоти уходило громадное количество денег - только на роскошные пиры с пирогами, из которых вылетали живые соловьи, тратились суммы, равные половине бюджета Рима. Именно в это время, при Льве X расцвела торговля индульгенциями, которые за скромную плату даровали прощение Божье даже убийцам.
А папа, привыкший купаться в роскоши, в поисках золота все чаще бросал недвусмысленные взгляды на богатства своего ближнего окружения: например, каждый новый католический сановник все доходы за первый год своего правления уплачивал папе римскому. Несмотря на это, казна понтифика стремительно пустела, а возмущение папского двора достигло невиданных до тех пор пределов. В 1517 году ограбленные и лишенные земель кардиналы решились на тайный заговор с целью устранения папы. Кардинал Альфонсо Альберто Петруччи, брата которого понтифик к тому же удалил от правления в Сионе, встал во главу заговорщиков. Ему удалось подкупить личного врача Льва X. Заручившись поддержкой кардиналов Саули и Риарио, тот должен был в нужный момент отравить папу. Но Лев, то ли по наущению шпионов, то ли руководствуясь собственной интуицией, неожиданно сменил лекаря. Тогда кардинал Петруччи, прибыв в Рим с охранной грамотой от испанского посла, дающей неприкосновенность её владельцу, вызвался лично убить папу кинжалом. Однако покушение было сорвано, и заговорщиков схватили. Когда посол напомнил Льву X об охранной грамоте, тот ответил, что отравитель не может оставаться безнаказанным.
Саули и Риарио также были схвачены и брошены в темницу, где Саули под пытками признался, что заговорщики планировали сделать его папой римским. Еще двое кардиналов, подозреваемых в заговоре, бежали. Главу заговорщиков Петруччи и врача Льва X задушили шелковой петлей, а обвиненных в соучастии кардиналов лишили сана и конфисковали их имущество - понтифик остался верен себе и сумел извлечь прибыль даже из тайного заговора. Вскоре папа практически полностью обновил свое окружение, назначив 39 новых кардиналов.
Лев X умер в декабре 1521 году великим должником. Римские банки, дающие ему денег в долг, были разорены. В конце концов продали даже папскую тиару. И когда всеми покинутый понтифик лежал при смерти, его любимый шут, монах фра Мариано, едва не единственный из людей оставшийся верным ему до конца, увидев, что папа подобно своей жертве Петруччи, умирает непричащенным, стал умолять:
"Вспомните Бога, отче святой, вспомните о Боге!"
Но думает ли о Господе человек, слишком любящий деньги и власть?..