(Евр. 12:1–3)
Рассмотрев великих служителей Божьих времён Ветхого Завета (гл. 11), автор Послания к евреям затем обращается к настоящему времени и тому курсу, которым следуют его читатели. Он могли бы позаимствовать мужества у тех, кто шёл верой через победы, поражения и всевозможные страдания. Христианская жизнь это, конечно, путь веры, но здесь она изображена как поприще, которое надо пройти (в Восстановительном Переводе это состязание, которое мы должны пробежать). Стойкость в вере была главной характеристикой в жизни тех истинных героев и героинь веры прошлого, и такое же качество проявляется у верных в век христианства. Сосредоточим сейчас наше внимание на Христе и на том, что Он претерпел.
ЧТОБЫ ПРОХОДИТЬ С ТЕРПЕНИЕМ, НУЖНА ПОДГОТОВКА (12:1)
«Поэтому и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще…»
Ничто не должно помешать нам в этом забеге с вечными последствиями. Путь веры намного больше, чем просто чрезмерная эмоциональность или представление, будто мы спасаемся в том случае, если получаем некий «опыт». Это труд длиною в жизнь; здесь он изображён как напряжённый бег. Хотя христианское поприще удивительно, иногда требуется слишком много терпения, чтобы пройти его. «Поэтому» (тойгарун) в стихе 1 указывает на то, что в этом разделе на основании многих примеров верных людей, обсуждённых ранее, делается вывод.
Слово «свидетели» (от мартус; ст. 1) в Новом Завете не означает человека, умершего за веру; однако некоторые полагают, что здесь оно уже начало приобретать это значение, которое к III веку стало общепринятым. Легко можно прийти к мысли о мученичестве при упоминании о первом ученике, умершем за свою веру: Деян. 22:20 вспоминает о том времени, «когда проливалась кровь Стефана, свидетеля [мартус] Твоего». В Отк. 2:13 также сказано об Антипе: «умерщвлён верный свидетель [мартус] Мой Антипа». Эта фраза содержала бы тавтологию, если бы слово «свидетель» здесь уже само по себе несло идею мученичества. В Отк. 17:6 фраза «кровью свидетелей Иисусовых» содержит слово мартус.
Слово мартус (в 12:1 «свидетель») никогда не используется в Новом Завете в значении «зритель», но «невозможно избавиться от мысли о зрителях в амфитеатре» (Уэсткотт). Если представить себе людей, перечисленных в главе 11, зрителями, то неизбежно возникает мысль о возгласах поддержки в адрес бегущих забег, но в данном тексте нет намерения изобразить громкие одобрительные высказывания в адрес отдельных личностей. Не было приветственных криков с трибун; вместо этого Писание представляет свидетельство этих героев веры. Сама их жизнь была свидетельством, ибо они «решительно исповедовали веру и победили словом свидетельства своего» (Хьюз; см. Отк. 12:11). Свидетели, подобные Авелю, которых «засвидетельствовал» (мартирео) Бог, ободряют и свидетельствуют о том, что возможно и реально оставаться верными до конца.
Фраза «мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей» (ст. 1), стоящая в настоящем времени, похоже, подразумевает, что люди, упомянутые в главе 11, являются как зрителями, так и вдохновителями. Однако в данном контексте читатели смотрели на верных людей прошлого, читая об их вере в Писании. Их победы, которые они одерживали несмотря на слабость, были для страждущих христиан замечательными примерами для подражания.
Павел часто изображал христианскую жизнь как забег (см. 1 Кор. 9:24; 2 Тим. 2:5 в современных переводах), который человек должен пробежать, соблюдая правила. Автор Послания к евреям метафорически переносит своих читателей на спортивную арену, где — мы можем представить себе — и он, будучи молодым человеком, проводил время. Возможно, он это же имел в виду и в 10:36, где «терпение» (хипомоне) означает упорство, с каким бегун продолжает бег до конца, не сходя с дистанции. Различные игры получили распространение даже в Иудее, познакомившейся с ними во времена греческого владычества. Большинство греческих игр представляли собой соревнования, в которых главным требованием было упорство. Греческое слово, которое в Синодальной Библии переведено как «поприще» (агон) и от которого произошло наше «агония», означает продолжающаяся борьба. Понятно, что борьба на христианском поприще — это борьба с грехом.
Фраза «свергнем с себя всякое бремя» рисует образ бегуна, надевшего на себя во время тренировки утяжелители. Когда же начнётся забег, он избавится от всего лишнего. «Бремя» (онгос) означает всё то, что может помещать бегуну. «Запинающий» не представляет трудности для понимания. Оно описывает человека, который, подобно Моисею, отказался от богатства и славы этого мира ради большей славы Бога (11:24–26). Мы должны следовать его примеру.
Что это такое — «бремя» и «грех» (хамартиа)? «Бременем» может быть всё, что отвлекает нас от нашей истинной цели; «грех» может означать открытый бунт против Бога. Эти понятия охватывают любое бремя греха, включая похоть, гордыню и вообще всё, что может помешать участнику христианского забега. «Наш автор ни столько ссылается на какой-то конкретный преобладающий грех, сколько на грех как таковой, который неизбежно опутает ноги бегуна…» (Брюс). Наставление применимо к любому греху, который приводит к потере активной веры. Нельзя оправдывать грех в своей жизни, думая, что омерзителен только грех других. Любой грех отвратителен Богу; в Его глазах ни один грех не выглядит незначительным.
Один автор предположил, что главной проблемой в Послании к евреям является грех неверия. Неверие — это отсутствие доверия к обетованиям Бога. Неверие может привести к полному отступничеству, что представляло собой реальную опасность для первых читателей Послания к евреям (см. 6:4–6; 10:26–29). Это такое постоянное искушение, что человек должен стараться избегать его, участвуя в посрамлении Христа, которое Он претерпел на кресте (ст. 2).
Фраза «с терпением будем проходить» (ст. 1) — это призыв продолжать свой путь терпеливо и настойчиво. Если участник забега не пробегал дистанцию до конца, он ничего не выигрывал. Так же и в христианской жизни. Мы не можем надеяться получить вечную славу, если ослабеем, делая добро (Гал. 6:9) и остановимся прежде, чем закончится наша христианская гонка. Мы должны помнить, что от славы нас отделяет не короткий бросок, а длинная дистанция, для преодоления которой требуется время и усилия. Многие, кто уже не способен быть активным физически, продолжают забег в сердце. Престарелые святые, ослабевшие или одряхлевшие телесно, желали бы служить так, как раньше, да уже не могут. Когда христиане теряют физическую силу, Бог всё равно засчитывает то, что у них на сердце (ср. 3 Цар. 8:18).
ВСЁ ВНИМАНИЕ НА НАЧАЛЬНИКЕ И СОВЕРШИТЕЛЕ ВЕРЫ (12:2)
«взирая на Начальника и Совершителя веры — Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божьего».
Самое величайшее ободрение приходит, когда смотришь на Иисуса, «Начальника и Совершителя веры» (ст. 2). Он сверг с Себя всякое бремя и искушение согрешить, для того чтобы Он мог стать нашим благословенным Искупителем. Мы должны постоянно «взирать на Иисуса», «не сводить» с Него глаз. Значение слова «не сводить» (от афорао) — «закрепить прочно или устойчиво». Мы должны «отвести взгляд от других вещей и зафиксировать его на чём-то» — на чём-то жизненно важном, на Христе, нашем Господе. Бог дал нам Христа, чтобы мы следовали Его примеру, ибо Его жизнь и учение совершенны. Благодаря Его примеру, у нас есть источник силы, которого не было до Его прихода. Его страдания намного превысили страдания других мучеников, и читатели могли взирать на Него, если их бремя им казалось невыносимым. «Над ними могли насмехаться, на них могли нападать, их могли бичевать, оставлять, предавать, их могли заключать в тюрьму, их могли ложно обвинять и могли даже убивать, но то же самое проделали и с Ним» (Браун).
Мы не должны смотреть ни направо, ни налево и, уж конечно, ни назад (Лк. 9:62), но только вперёд на Иисуса. Он «начало» нашей веры, Он открыл «путь новый и живой» (Евр. 10:19). Он «Совершитель», а это означает, что Он завершил спасение через веру, которое только ожидалось в Ветхом Завете. Поэтому Он приводит нас к «совершенству», чего Ветхий Завет не мог сделать (10:1). По мнению некоторых, это означает, что Иисус даёт нам нашу веру и делает её совершенной. Однако личная вера не даётся Богом. Библия говорит о том, что такая вера приходит от слышания Слова Божьего. Вера достигает совершенства только во Христе; Он главный вдохновитель веры. Для нас Он является совершенным примером для подражания на нашем пути веры.
Определённый артикль перед словом «вера» в греческом языке может говорить об источнике нашей веры. У нас есть объективная система «веры»; христиане не могут просто принять то, во что человек лично, субъективно верит. Иуда 3 велит «подвизаться за веру», а именно, «веру, однажды переданную святым. Вера, таким образом, относится здесь к христианскому учению, «одной вере» из Еф. 4:5. «В насмешках, бичевании, распятии, оставлении и пренебрежении [Христа] поддерживала исключительно и только вера в Бога — вера, не подкреплённая никакими видимыми или осязаемыми доказательствами» (Брюс). Он «претерпел крест, пренебрегши посрамление», когда люди насмехались над Его верой в Бога (см. Мф. 27:43). Вся Его жизнь была сосредоточена на Его вере в Отца. В Гефсиманском саду Он полностью предал Себя Богу (Мк. 14:36).
Общее представление о кресте радикально изменилось с тех пор; мы едва ли можем представить себе степень позора, связанного со страданиями и смертью на том грубо обтёсанном куске дерева, и то унижение, которое он нёс людям всех классов. Он бесчестил в большей степени, чем виселица, электрический стул, гильотина или смертельная инъекция. Распятие приберегалось только для самых ужасных преступников. Такой человек считался «проклятым» (Втор. 21:22, 23; см. Гал. 3:13). Иисус был казнён как преступник, и это усиливало «проклятие» смерти на кресте. Давно существует традиция надевать колпак на голову приговорённого к расстрелу или повешению, но лицо Иисуса было открыто всему миру. Даже обычные террористы тех дней, два разбойника (Мф. 27:38) или «злодея» (Лк. 23:32) выступали против Него. То, что Он претерпел, было действительно «поруганием» над Ним, но Иисус «пренебрегши посрамление», не обращал внимания на то, что проходящая толпа говорила о Нём. Он знал, что Он угоден Богу. И сейчас Он удостоен самой высокой почести, ибо Он находится «одесную престола Божьего».
Первые читатели Послания к евреям также подвергались поруганию, и им необходимо было сохранять стойкость. Христос «претерпел» невероятные страдания для того, чтобы спасти их и наши души — и, по сути, души всего человечества. Этот поступок принёс Ему великую «радость».
ПРИМЕР СТОЙКОСТИ ПЕРЕД ЛИЦОМ ОППОЗИЦИИ (12:3)
«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».
Эти христиане должны были «помыслить о Претерпевшем» всё это и уподобляться Ему, чтобы самим «не изнемочь и не ослабеть душами» (ст. 3) своими. Основное значение слова «помыслите» (от аналогидзомай), — «проводить аналогию». Мы можем сравнить страдания Иисуса с нашими для того, чтобы научиться оставаться верными перед лицом насмешек и издевательств. «Пренебрегши посрамление» и страдание, Христос сосредоточился на великой радости, которую Он должен был получить за то, что совершил на кресте. Нам следует больше размышлять о преимуществах креста, чем о том, как могут опозорить нас люди.
Часто первым шагом на пути к неверию становится уныние или усталость от усилий сохранить веру. Как обессилен был Иисус после бессонной ночи! Представьте себе напряжение, которое Он испытал на судах (или, по крайней мере, на шести допросах), рваные раны на Его спине, постоянную боль от тернового венца, а ещё скорбь и жалость, которую Он испытывал к тем, кто не знал, что творил. Всё это почти сокрушило Его. Тем не менее, у Него была предлежавшая Ему радость, которая есть и у нас. Когда мы теряем надежду на предполагающийся в конце выигрыш, мы скоро перестаём стремиться к нему. Мы должны «стремиться к цели — к почести» (Фил. 3:14).
Наградой Христу было возвращение к Отцу, чтобы занять место одесную Бога, место самой высокой почести. Совершенный вид греческого глагола здесь указывает на то, что Он занял это место когда-то в прошлом и продолжает восседать царственно на этом божественном престоле. Христос претерпел огромную боль и поругание со стороны невежественных грешников, которые не поверили в Его мессианство. Но и при этом Он добровольно сделал то, что Он должен был сделать, так как знал, что ожидает Его.
МЫ НА ПОПРИЩЕ!
Мы не можем праздно прогуливаться по христианской жизни; мы проходим поприще, для которого необходимы энергия и настойчивость. Если мы ничего не будем делать, то нас может всевозможными течениями или ветрами отнести от Бога, или, как говорит Библия, мы можем отпасть (2:1), но нас никогда этими течениями и ветрами не «прибьёт» к Богу; чтобы приблизиться к Нему, требуется усилие. «Терпение» означает упорство. Если оно у нас есть, то мы все можем быть победителями.
Христианство — это не та работа, с которой уходят на пенсию. Христиане не планируют прекратить работу для Господа. Те, которые по возрасту уже не могут продолжать работу, которую они выполняли, просто приспосабливаются выполнять то, что могут. Работник на христианском поприще находит способы помогать другим. Мы можем продолжать призывать других к покаянию, пока способны разговаривать.
ПРОХОДЯ ПОПРИЩЕ
Если мы забудем, что бежим среди верующих участников непрекращающегося забега к победе, то можем споткнуться и потерять венец. Успешный бегун помнит о своей цели и бежит так, чтобы достичь финиша. Христианину не надо опережать кого-либо у финишной черты; мы все можем финишировать в разное время, но мы все должны прийти к финишу.
Первые христиане, читавшие это послание, были уставшими и потерявшими уверенность. Каждый из них нуждался в ободрении и подтверждении, что он или она бежит по правильной дорожке и по-прежнему бежит хорошо. По сути, автор сказал: «Вы проходите величайшее поприще истории. Оно заменило все остальные. Олимпийские игры — ничто. Вы никогда больше не будете приходить в восторг от этих состязаний, если осознаете величие поприща, которое проходите».
От участников этого поприща требовалось, чтобы они избавились от любых препятствий и грехов, которые запинали их. У каждого они свои. Бог никогда не требует от нас отказаться от чего-то, не заменив это чем-то лучшим. Он никогда не обманывает Своих детей.
Иисус показал нам, как необходимо проходить это поприще. Когда мы пересечём финишную черту, Иисус, который будет там, скажет: «Отец, вот дети, которых Ты дал Мне» (см. Евр. 2:13). Желание быть удостоенным этой чести должно мотивировать нас поступать так, как Иисус. Несмотря на то, что, «пренебрегши посрамление», придётся страдать от критики, мы можем идти с высоко поднятой головой, так как знаем, ради Кого проходим поприще.
СВЕРГНУВ С СЕБЯ ВСЯКОЕ БРЕМЯ…
Бремя может быть разным: противостояние любимых людей в собственном доме, насмешки и обструкции на работе, окружающие нас нечестивцы, речь которых всегда самого низкого пошиба. Всё это — настоящие испытания. У дьявола есть нечестивые слуги во многих местах, часто даже там, где мы и представить себе не можем их присутствие. Поэтому мы всегда должны быть начеку. Избавление от всего, что нас обременяет, может означать, что надо изменить сложившуюся ситуацию, найдя новую работу или новых друзей. Учиться проходить это поприще может быть трудно, особенно поначалу; но Иисус обещал, что Его иго будет благим и бремя Его — лёгким (Мф. 11:28–30).
Испытания иногда приходят изнутри. Вы можете думать: «Если бы я больше зарабатывал, то мог бы противостоять некоторым искушениям». Но вы остались бы самим собой! Такое отношение указывает на отсутствие веры в Божье провидение в отношении нас. Если вы думаете: «Я был бы успешнее, если бы не эти обстоятельства», — так выходите из них! Вы не изменитесь и не будете лучше бежать в своём забеге, если будете всё время жаловаться на то, что Бог позволил вам сделать неверный выбор. Мы должны стремиться лучше узнать Слово и повиноваться Ему постоянно. Иисус цитировал Писание, которое помогало Ему противостоять искушению каждый раз, когда оно появлялось. Если мы будем следовать Его примеру, то сама наша благочестивая жизнь будет запретом сатане.
ПРЕНЕБРЕГШИ ПОСРАМЛЕНИЕ
Ужасные страдания на кресте усиливались сопровождавшим их позором. Мало что было более унизительным для потерпевших поражение солдат, чем когда с них сдирали одежду их враги. Это было общепринятым символом полного поражения и подчинения завоевателю. И это же делалось с тем, кого должны были распять. Его помещали на то место, откуда все могли видеть его наготу. Обнаженный, он был беззащитен перед стихией и злобными взглядами зевак. Не многие могут заставить себя не презирать тех, кто глубоко унизил их, но Иисус смог, и Он молился о них (Лк. 23:34).
Христос «пренебрёг посрамление»; оно мало что для Него значило. Он с нетерпением ожидал, как вскоре разделит величайшую радость со Своим Отцом на небесах. А пока, в раю, Он воистину возрадовался со всеми праведными всех времён. Претерпев крест, Он выдержал испытание до конца и стал нашим величайшим примером веры в действии.
«ПОМЫСЛИТЕ ОБ ИИСУСЕ»
«Помышляя об Иисусе», мы можем применять уроки, вынесенные из Его жизни, к себе. Нам следует делать это ежедневно, чтобы наши, и без того слабые, души, не ослабели вконец. Придётся нести крест, который есть плата за то, чтобы пройти это поприще вслед за Иисусом. Иногда цена будет выражаться в деньгах. Например, работа может потребовать от христианина того, что он не сможет выполнить. Цена может быть социальной, ибо христианин не захочет дружить с теми, кто будет тянуть его подальше от Христа. От христианина могут отказаться даже члены семьи за то, что он принял Христа и простое евангелие.
Не желающие платить за то, чтобы продолжать оставаться на «узком пути», не смогут обрести радость, которую Иисус получил в конце Своего поприща на земле. Некоторые «ослабеют в делании добра» (Гал. 6:9; Международное Библейское Общество); если путь долог и кажется, что жизненным трудностям нет конца, они устают. Давайте подготовимся и попытаемся пережить трудности улыбаясь, ибо мы знаем, в кого уверовали, и готовы защитить евангелие (Фил. 1:16; 2 Тим. 1:12). Бог держит всё под контролем. Он победит в последней битве с грехом, заблуждением и невежеством (Отк. 17:14).
«НЕ ИЗНЕМОГАЙТЕ И НЕ ОСЛАБЕВАЙТЕ»
Битвы, в которых мы устаём сражаться, хорошо описаны Томасом Лонгом: «…Христиане изнемогают и ослабевают. Они устают от борьбы, устают разрешать проблемы в городе, устают удовлетворять потребности людей, которые поворачиваются спиной без слова благодарности… устают сражаться со своими собственными пристрастиями, своими вожделениями, устают давать отпор своему желанию бросить плуг и прилечь отдохнуть прямо на пашне».
Существует история, повествующая о греческом бегуне, который пересёк финишную черту, упал в изнеможении и умер — но он, тем не менее, не сошёл с дистанции. Вот так мы все должны поступать, следуя примеру Иисуса. Стойкость до конца гарантирует в конечном итоге вечное спасение. Христос «претерпел», и Его победа должна вдохновлять нас не останавливаться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, перед нами поприще. Оно тяжёлое и полное испытаний. Чтобы пройти его до конца, мы должны подготовиться, избавившись от любого груза, который может нам помешать. Мы должны сосредоточиться на Иисусе, не сводить с Него глаз, не сдаваться и претерпеть до конца. Как Бог одобрил тех праведных, которые ушли прежде нас, так и нас Он встретит с венцом победы на финише.