Так уж вышло, что почти ровно год назад на момент написания того обзора на стримминговой платформе Netflix вышел финальный сезон культового сериала «Оранжевый – хит сезона», но только недавно я досмотрел последний эпизод. Начавшийся как черная комедия про жизнь заключенных в женской тюрьме в Личфилде сериала вскоре превратился в полноценную драму, раскрывающую судьбы разных женщин, у каждой из которых было своё прошлое, приведшее их в такое положение. Но более всего интересно, а как сложится их жизнь, когда они выйдут на свободу? Итак, поподробнее…
Синопсис После выхода на свободу по УДО Пайпер Чепмен пытается вернуться к жизни обычного человека, в то же время стараясь сохранить отношения с Алекс, которой еще предстоит отбыть наказание в течение нескольких последующих лет. Тем временем, бывшие сокамерницы Пайпер тоже переживают серьезные потрясения в жизни, которые заставляют их переоценить свои приоритеты и определиться со смыслом в жизни на свободе или в тюрьме.
Игра актёров Отличительная особенность сериала заключается в том, что он включает себя целые плеяды из актрис и актёров, исполнивших уникальных персонажей, имеющих своё особое значение для общей сюжетной канвы. В седьмом сезоне героиня Пайпер в исполнении Тейлор Шиллинг, несмотря на долгожданную свободу, получает целый ворох проблем, включая обычные бытовые проблемы, связанные с отчетами перед надзирателем и поисками работы, и вопросы на личном фронте, когда она всеми силами пытается сохранить отношения с Алекс, а на горизонте показывается серьезная помеха в виде симпатичной успешной бизнес-вумен. Также следует отметить Кейт Малгрю в роли «Рыжей» за ту разительную смену образа, которая произошла с её персонажем, поскольку от той прежней дерзкой женщины-гангстера остается жалкая пожилая женщина с признаками деменции. Еще отдельного внимания заслуживает Даниэль Брукс в роли «Тэйсти», которой предстоит найти новый смысл жизни особенно после предательства близкой подруги и новости о пожизненном заключении за преступление, которого она не совершала. В любом случае, все без исключения герои претерпевают большие перемены, коснувшиеся их не только внешне, но и внутренне, т.е., наконец-то, в этом сезоне мы становимся ближе к тем персонажам, о которых мы ничего толком не знали ранее.
Режиссура В этом плане в финальном сезоне «Оранжевый – хит сезона» окончательно погружается в драматический жанр, оставляя за комедией лишь функцию дополнительных элементов, скрашивающих депрессивный фон, в котором обитают главные героини. Однако помимо того, что сериал раскрыл персонажей, их прошлое, в котором объясняется, как тот или иной персонаж оказался там, где оказался, создатели также уделяют пристальное внимание проблемам, связанными с коррупцией, контрабандой наркотиков, жестоким обращением с женщинами-заключенными. Помимо этого сериал, следуя тенденциям, также затрагивает проблему несправедливого отношения американской юридической системы к эмигрантам, ищущим здесь свободу и защиту, а по итогу оказывается пережеван системой и выброшен ею же туда, откуда человек пытался сбежать. Кроме всего, сериал умудряется даже коснуться темы MeToo, однако подает её грамотно и интересно – с точки зрения обвиняемого, который случайно оказался в центре внимания просто потому, что сейчас «так модно». В общем седьмой сезон «Оранжевый – хит сезона» по-прежнему следует своим ранее обозначенным тенденциям, параллельно прихватывая те, которые отражают явления современного мира и культуры.
Сценарий Как обычной, сюжет фильма закручивается вокруг нескольких линий, затрагивающих судьбы разных героинь. Как уже было упомянуто ранее, Пайпер, вышедшая на свободу по УДО, пытается наладить свою жизнь, но сталкивается со множеством препятствий, включающих поиски работы, нахождение под тщательным контролем инспектора, общение с окружающими, не знающими о её уголовном прошлом и, наконец, попытка сохранить отношения с Алекс. Тем временем Алекс, ожидающая освобождения, решает замутить в тюрьме бизнес с контрабандой зарядных устройств и батарей для телефонов совместно с одной из охранниц, с которой у нее невольно закручивается роман. Касаясь темы контрабанды, прежде всего, наркотиков, следует упомянуть отношения и противостояние Дайи, ставшей своего рода мафиози, и недавно вышедшей на свободу по УДО её матери Элийды, продолжающей через свои контакты проносить нелегальные вещества и распространять их среди заключенных. Не стоит забывать о событиях в жизни администрации тюрьмы, ставшей частью большой корпорации, для которой всё происходящее часть большого бизнеса, а следовательно, здесь постоянно решается вопрос, кого поставить во главе такого выгодного, который символизировал новую эпоху. Так, выбор падает на одну из охранниц-афроамериканок Тамику, которая надеялась, наконец, построить настоящий порядок, а итоге столкнулась с банальном бюрократией и начальством, постоянно дышащим ей в спину. В любом случае, все происходящие в сюжете события воспринимаются естественно, без лишнего гонора или пафосной морали. Даже тема MeToo звучит лишь без какой-то декламации, а напротив, подана с точки зрения того, на кого внезапно пало это обвинение. Поэтому именно жизненность и натуральность по-прежнему составляют сюжет сериала.
Итог «Оранжевый – хит сезона» войдет в анналы кинематографической истории как культовый сериал, в котором тюрьма показана как место, где вершатся разные человеческие судьбы, причем как заключенных, так и их надзирателей. Основной концентрат сделан, прежде всего, на том, что, к сожалению, современная концепция тюрьмы стала наказательным, а не исправительным учреждением (что актуально для наших пенитенциарных учреждений), а любые попытки как заключенных, так и руководства пресекаются либо отсутствием интереса, либо теми, кому это не выгодно. Возможно, недостаток сериала заключается в том, что с развитием он полностью отрекся от комедийной составляющей, окончательно превратившись в драму. Но несмотря на это, он по-прежнему сохраняет традиции, за счет которых зритель с интересом смотрит за разными судьбами героями в ожидании того, куда заведет их путь.