В Москве искренне недоумевают: Ну, забрали мы у вас губернатора. Так мы же вам взамен сразу другого прислали. Из той же партии! И даже еще и более молодого!
Чего же вы еще хотите? Денег? Ладно, сколько можно – подбросим!
И все равно – недовольны? Все в Москву хотите? Нет? Хотите, чтобы мы все к вам переехали? Тоже нет? Ну, вы, право, какие-то очень запутанные! Никак на вас не угодишь!
Ладно, это все – про политику. А я – не про политику. Политика меня не интересует. Я – про дороги!
Китайские дорожно-строительные организации ищут заказы. Сама территория Китая все же ограничена. Реки все мостами уже перекрыли, горы, где нужно, туннелями пробили, а второй «шелковый» путь в Европу вроде пока не нужен.
Дорогу в Японию китайцы сами строить не хотят, а в Америку - и в Северную, и в Южную – пока не умеют. А строить дорогу в Австралию им не дают австралийцы!
Можно было бы строить дороги в Африке, но надо подождать, пока появятся африканские «Генри Форды», которые снабдят всех тамошних негров автомобилями.
Но вот же есть поблизости Хабаровск - где у людей уже полно автомобилей!
Но давайте посмотрим глазами экономиста, куда у этих хабаровчан есть грузо- и пассажиро-потоки. Есть поток на юг – люди, которые ездят на отдых во Вьетнам, в Таиланд и на Хайнань. Есть поток грузов с юга.
На север ездят сто хабаровчан – бить белку, на восток – двадцать, собирать женьшень. На запад ездят губернаторы: один уехал, другой – приехал. Оба – на самолете. Из Москвы также приезжают депутаты – раз пять в год. Тоже – на самолете.
Значит, из Хабаровска «есть у нас одна дорога» - дорога на юг. Кто даст деньги на ее строительство? Москва? Нет, там надо строить очередную МКАД. Остается – Пекин!
И пекинский экономист начинает считать: сколько продуктов надо в год Хабаровску. И сколько хабаровчан ездят в год в отпуск. Получается пока не очень много. Но в России есть планы борьбы с бедностью, поэтому в перспективе хабаровчане будут больше и потреблять, и больше ездить на море.
Поэтому пекинский экономист становится китайским девелопером и решает выпустить облигационный заем на достройку китайских дорог до Хабаровска. Облигации такого займа, по идее, охотно купят китайские производители потребительских товаров и китайские предприниматели из сферы туризма.
При этом инвесторам обещают, что дорогу доведут до самого-самого Хабаровска – такого, как в Благовещенске, когда китайская сторона свои полмоста через Амур построила, а российская – тормознулась, больше не будет.
Но – есть и риски! Первый – что автобан из Москвы к Хабаровску построит Россия. Риск малый: чиновники из Москвы предпочитают пользоваться самолетом, а у московских пенсионеров на экстремальный туризм пока нет денег. Грузов по этой траектории тоже пока не намечается.
Но и этот малый риск легко исключить. Надо просто организовать бюджетные рейсы в Москву из аэропорта Харбина – 200 долларов туда-обратно. Значит, автобан Харбин-Хабаровск уже экономически оправдывается!
Дальше, конечно, такой же автобан можно «бросить» и на Владик – вот вам и загрузка сразу и дорог, и аэропорта.
Есть и второй риск: что чиновники в Москве - запротестуют. С этим риском тоже можно справиться – например, профинансировав «народные гуляния» в Хабаровске и Владивостоке, так, примерно, недели на две. С выдачей народной лапши и запуском фейерверков. А также – с раздачей кроссовок и смартфонов (с уже оплаченным трафиком на полгода).
Но, предположим, в Москве найдутся все же отчаянные головы и там примут патриотическое решение пробиваться к Хабаровску дорогой из европейской России. Ладно, но ведь для такого строительства нужны техника и материалы. Пока такое решение в Москве зреет, производства ни того, ни другого в России уже не останется. Значит, надо покупать у китайцев?
А вот тут вам и сюрприз! И – совсем не киндер!
Китайцы, немного поразмыслив и подождав принятия решения о таком строительстве, вдруг объявят: по причине «наличия серьезной эпидемиологической ситуации» все производственные поставки в России «приостанавливаются». Временно – до отмены в Москве этого опрометчивого решения.
Ну – скажет мне недоверчивый читатель – вы это все преувеличиваете! Не такие уж китайцы и хитрые. Ладно, вот вам для размышления два факта.
Первый факт – из Риги уже вовсю летают самолеты бюджетных авиалиний в Европу. Стоит только пустить бесплатные ночные автобусы (или – ночные поезда) из Москвы до транзитной (безвизовой) зоны аэропорта Риги – и московские аэропорты сразу лишатся львиной доли своего трафика.
Второй факт. Посмотрите, как элегантно китайцы ощипали Британскую империю. Отжали у них Гонконг (к этому времени он давал до четверти от всего промышленного экспорта Китая!) и гордые британцы даже и не пикнули! Британский флот продолжал ржаветь в портах и в Лондоне не нашлось «железной леди», чтобы хотя бы пригрозить Китаю «новым Фольклендом»!
Да, пусть так – мне ответят – но в России найдутся силы, которые не допустят отторжения от нее ее восточных регионов.
Вы уверены? А как в Кремле упорно отпихивались от Крыма? Еще совсем недавно, при недавнем прежнем режиме! Лужкову, за его поддержку Севастополя и Черноморского флота, даже грозили всякими карами. И в итоге так и уволили - с формулировкой «утрата доверия»!
Поэтому не случайно в Москве уже есть политологи и даже политики, которые – помня о таком официальном «оборончестве» - настаивают о переносе столицы России в центральную Сибирь.
Нет, всем двенадцати миллионам москвичей такое переселение не грозит. Такое предложение вполне укладывается в популярный сейчас лозунг «компактного и эффективного правительства». В рамках такого проекта транзиту подлежат всего несколько десятков тысяч человек – высоких чиновников вместе со всей их «обслугой».
И вот, если взять за образец иностранный опыт, то у «бриков», с которыми мы, вроде бы, сильно дружим, легко с этой темой разобрались - в Бразилии (новая столица – Бразилиа) и в Индии (новая столица – Нью-Дели).
А ведь эти страны вовсе не богаче России, не правда ли?
P.S. Прошелся по комментариям и вижу, что есть много людей, которые все понимают прямо буквально.
Я говорю: «Нет дороги!», а мне отвечают: «Это ты просто такой дурак, что дороги не видишь. Палыч здесь вчера на Кировце спокойно проезжал, а танки так здесь вообще никогда не вязнут!».
Я говорю – нет на этой дороге отечественных грузов, а мне отвечают: да тут каждый день по сотне фур проскакивают!
Я говорю – у нас нет обувной промышленности, а мне показывают: вот, смотри, наш российский ботинок!
А в Китае обувных заводов – десятки тысяч! Ну и что, у нас тоже есть два завода! И даже не два – а пять!!
Люди, а вы вообще знаете, что такое автобан в Германии или хайвей в США?
США стали реально "соединенными" только тогда, когда стало возможно проехать "от океана до океана" БЕЗ ЕДИНОГО СВЕТОФОРА!
А мне говорят: «И мы – не хуже! Есть у нас дорога! Дорога – которая проходима просто на раз-два!»
Ну что за детские разговоры! Если для вас нет разницы между "проходимой" дорогой и той, на которой В ПРИНЦИПЕ нет необходимости в ограничении ЛЮБОЙ скорости движения, то вы просто совсем не в той теме.
«Да ты не знаешь! Я сам езжу по этой дороге. И не только я, таких людей - тысячи".
А в США водителей-дальнобойщиков - 15 миллионов. И каждый - сам себе хозяин, по-нашему - индивидуальный предприниматель. На этих "хозяйчиках" держится вся страна.
В Чили, когда надо было убрать президента Альенде, просто устроили забастовку водителей грузовиков. И - все встало! И не надо никаких "Болотных". И стрелять уже и не надо было.
Нет, ну нельзя же быть такими наивными! Ну да, и в сумасшедшем доме можно найти одного нормального. К примеру, прячется от армии. Но все равно это – психушка, а не дом пионеров.
И, вообще, будьте проще! Не цепляйтесь к мелочам! И не надо голову дурить ни себе, ни людям.