Паблишеры (или издатели) видеоигр – это компании, выпускающие компьютерные игры, разработанные ими самими или другими студиями. Если паблишеры издают игры сторонних разработчиков, они, как правило, отвечают за маркетинг, продажи и PR игры.
Роль издателя различается от проекта к проекту, особенно по степени вовлеченности в процесс разработки игры. Тем не менее, издатель практически всегда оказывает значительное (а часто и решающее) влияние на окончательную форму и успех игры.
Крупнейшими паблишерами видеоигр на 2019 год являются:
1. 505 Games
2. Activision Blizzard
3. Nintendo
4. Paradox Interactive
5. Capcom
Зачем разработчикам игр издатели?
Одна из основных задач издателя - обеспечить создание игры. У этого процесса есть много важных элементов, гарантирующих, что готовая игра будет соответствовать стандартам и видению разработчика. Обращение к издателю может стать спасением для разработчиков, которые хорошо разбираются в программировании и художественных работах, но недостаточно понимают во всех дополнительных активностях, связанных с релизом и продвижением игры.
Таким образом, важнейшая роль издателя - содействие развитию проекта. Хотя это может выглядеть по-разному в разных компаниях, все сводится к оказанию поддержки разработчику или студии. Поддержка бывает разной, от предоставления дополнительных средств на реализацию проекта до создания художественных активов или обеспечения маркетинговой стратегии. Последняя может включать в себя все, от исследования рынка, социальных сетей и рекламы до формирования контента, который вызовет обсуждение вокруг игры. Для многих издателей цель состоит не столько в том, чтобы взять на себя все обязанности по созданию игр, сколько в облегчении работы разработчиков.
Издавать самим или искать издателя
За последние два десятилетия игровая индустрия пережила множество трансформаций. Цифровая дистрибуция через онлайн-порталы, такие как Steam, снизило или полностью устранило барьер для разработчиков всех размеров для самостоятельной публикации своих игр. Краудфандинг через такие сайты как Kickstarter и Fig принес миллионы долларов многочисленным разработчикам.
Однако относительная легкость самопубликации привела к перенасыщению рынка ПК и мобильных игр. Вскоре стало ясно, что разработчики и издатели все же нуждаются друг в друге: разработчики извлекают выгоду из маркетинговой и финансовой поддержки издателя. В то же время, издатели расширяют свое портфолио, вступая в партнерские отношения или приобретая независимых разработчиков игр. Иногда две компании могут усилить успех друг друга. Одна из самых известных сделок состоялась в 2008 году, когда Activision приобрела создателя World of Warcraft Blizzard Entertainment, объединившись со своей тогдашней материнской компанией Vivendi Games.
Но даже с появлением новых возможностей для многих разработчиков, финансовая безопасность продолжает быть неустойчивой. Их будущее остается неопределенным, а отношения между теми, кто делает игры, и теми, кто их издает, не всегда предсказуемы и гладки.
Сколько стоят услуги паблишера и как они оплачиваются
Обычно издатель платит разработчику аванс в счет гонорара за разработку игры, то есть покрывает затраты на создание игры. Издатель выплачивает деньги поэтапно, в момент завершения заранее согласованных этапов разработки (майлстоунов).
Размер роялти издателя обычно составляет от 10 до 20%. После того как издатель компенсирует свои расходы на создание и продвижение игры, команда начинает получать первые отчисления. Надо иметь в виду, что расходы издателя на игру могут и вовсе не окупиться, если по какой-то причине сообщество геймеров не примет игру.
Поэтому издатели часто предлагают лицензировать игру, обещая процент от будущих доходов игры. Однако потенциальная финансовая поддержка издателя – одно из преимуществ работы с ним, так что за это стоит побороться. К тому же, вкладываясь в разработку игры, издатель больше заинтересован выпустить игру и максимизировать прибыль от нее.
Как найти и выбрать издателя
1. Определите цели
Каждый издатель имеет свои преимущества, поэтому убедитесь, что у вас есть четкое представление о том, что вы ищете. Вам нужна реклама и PR? Ищете издателей с внутренними командами дизайнеров, которые могут помочь вам с пользовательским интерфейсом? Разные паблишеры специализируются на разных задачах, так что это будет одним из ключевых факторов.
2. Выберите издателей, которые потенциально могут вам подойти
Как только у вас появится представление о том, что конкретно вам нужно, начните поиск лучших издателей по жанру вашей игры. Заранее отберите паблишеров по установленным критериям в зависимости от требуемой экспертизы и специализации. Если издатель не специализируется на вашем жанре или декларирует специализацию на слишком широком спектре жанров, это повод задуматься и выбрать другого издателя.
3. Подготовьте питч
У каждого издателя свой набор сильных сторон и уникальный стиль работы. Разные издатели дают разные преимущества для вашего жанра игры. Убедитесь, что вы учитываете это в презентации своего продукта - это поможет вам найти лучший способ продемонстрировать свою игру и ее основные сильные стороны. У вас должны быть ключевые показатели и статистика, которыми вы можете поделиться с любым потенциальным партнером. Это поможет вам выделиться из толпы и дать старт вашей игре.
4. Обсудите условия
Даже если вы нашли подходящего, как вам кажется, издателя, вам еще предстоит длительное согласование условий партнерства. Иногда это превращается в трудоемкий и длительный процесс, поэтому уверенность в том, что вы с самого начала четко знаете, чего хотите, поможет вам быстрее прийти к взаимному согласию. На этом этапе обе стороны могут высказать любые опасения - это поможет избежать путаницы или конфликтов в будущем. Часто издатель предоставляет первоначальный договор и диктует первоначальные условия. От имени паблишера, как правило, работает штат юриств, тогда как большинство разработчиков не могут себе этого позволить.
Разработка игр всегда сопряжена с той или иной степенью риска - игра может никогда не завершиться, не достичь своих целей по части продаж и т.п. Однако сотрудничество с издателем помогает снизить эти риски, перенося часть ответственности на издателя. У разработчиков появляется время на то чтобы сосредоточиться на творческой стороне разработки, пока издатель берет на себя решение бизнес-вопросов.
Разработка игр - комплексный и трудоемкий процесс, в котором что-то всегда может пойти не так. Однако когда издатели и разработчики работают вместе, процесс становится более прогнозируемым для всех участников.
Топ-10 игр на июнь 2020
Взглянем на Топ-10 игр и издателей, которые их выпустили:
Посмотрим, сколько денег принесла издателю игра, которая занимает первую строку рейтинга. League of Legends прошла длинный путь - от практически неузнаваемой игры с момента ее запуска в октябре 2009 года до одной из самых популярных компьютерных игр в мире, которая привлекает огромную аудиторию на Twitch и YouTube.
League of Legends - бесплатная игра, но это не мешает ей много зарабатывать. Чтобы понять, в чем секрет успеха, рассмотрим бизнес-модель игры.
Когда люди думают об играх с внутриигровыми покупками, они обычно характеризуют их как «плати, чтобы выиграть». Именно при покупке дополнительных внутриигровых предметов игрок получает преимущество перед бесплатными игроками. В League of Legends Riot хотел убедить всех, что все может быть по-другому. Поэтому в игре предметы дают только косметические преимущества, а платные игроки не получают никаких специальных эффектов, они просто выглядят круче.
Второе отличие модели free to play в этой игре заключается в том, что она позволяет игрокам тратить деньги не потому что они должны, а потому что они хотят. Никто не любит совершать внутриигровые покупки просто из необходимости завершить игру - такая модель полностью лишает игрока удовольствия и заставляет его «платить за победу». Вместо этого Riot решил сделать так, чтобы игроки хотели совершать покупки, что заметно сказалось на выручке компании.
Бизнес-модель Riot помогла заработать миллиарды долларов в течение последних нескольких лет. В период с января по сентябрь 2014 года League of Legends заработала внушительные $964 млн., заняв первое место в списке самых кассовых игр и заметно опередив таких конкурентов как DOTA 2 (последняя за тот же период принесла всего $136 млн.)
На сегодняшний день League of Legends продолжает бить рекорды. В 2019 году игра принесла Riot в общей сложности $1,5 млрд.
Подведем итог
Разработка игр требует колоссальных усилий, времени и денег. Персонал должен быть оплачен. Лицензии на программное обеспечение должны быть оплачены. Счета за офис должны быть оплачены. Маркетинг должен быть оплачен. Для разработки игры, очевидно, нужен капитал. А по завершении работ дистрибуцию и продвижение игры нужно организовать таким образом, чтобы расходы были оправданы.
Хороший издатель позволяет разработчику сфокусируется на создании игры, решая вопросы с финансированием, маркетингом, дистрибуцией, а также любые сопутствующие трудности. Издатели в большинстве случаев имеют больше опыта в том, как грамотно и эффекктивно «упаковать» и продать игру. Таким образом, обе стороны часто нуждаются друг в друге, и лишь эффективно сотрудничая, остаются в выигрыше.