Найти тему
РТК-ЦОД

Между Москвой и Санкт-Петербургом: экскурсия по мегаЦОД “Удомля”. Часть 1

Оглавление

Как устроен мегаЦОД в Тверской области на 4 тыс. стоек.

Индустриальные пейзажи: дата-центр площадью 32 000 м² и АЭС на заднем плане. Удомля весной 2019
Индустриальные пейзажи: дата-центр площадью 32 000 м² и АЭС на заднем плане. Удомля весной 2019

Где-то посередине между Москвой и Санкт-Петербургом есть небольшой город Удомля. Раньше он был известен Калининской АЭС. В 2019 году рядом появилась еще одна достопримечательность – мегаЦОД “Удомля” на 4 тыс. стоек.

После присоединения к команде Ростелеком-ЦОД специалисты DataLine также будут заниматься эксплуатацией этого дата-центра. Наверняка вы уже что-то слышали про “Удомлю”. Сегодня мы решили подробно рассказать, как там все устроено.

О ЛОГИСТИКЕ

Дата-центр находится в Тверской области. Из Москвы в Удомлю дорога займет около трех часов: 1 час 45 минут на Сапсане до станции Вышний Волочек, а оттуда по предварительной заявке вас встретит шаттл и довезет до дата-центра. Из Санкт-Петербурга до Вышнего Волочка чуть дольше – 2 часа 20 минут.

На машине из Москвы можно добраться за 4,5 часа, из Санкт-Петербурга – за 5.

Да, ради пары юнитов, наверное, ехать сюда не захочется. А вот если вам нужен новый дом для десятков стоек, то стоит присмотреться. Места и электричества хватит, даже если вам захочется удвоить это количество в любой момент. В Москве, где, по нашему опыту, дата-центры бронируются еще на этапе строительства, такой трюк не всегда пройдет.

Кроме того, расположение дата-центра между Москвой и Питером можно использовать для георезервирования. Если основные мощности в Москве или в Питере, то сюда неплохо впишется резервная площадка.

Со всеми стандартными операциями на месте будет помогать команда smart hands. Они примут, распакуют и установят оборудование в стойках, подключат его к питанию и сети, предоставят удаленный доступ к оборудованию. В случае неисправностей помогут с диагностикой и заменят вышедшие из строя компоненты.

Первая очередь дата-центра – это 4 машинных зала, или модуля, по 205 стоек. На первом этаже работают 2 машинных зала и энергоцентр, на втором – еще два зала и хладоцентр. Идем смотреть, как тут все устроено.

ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Дата-центр занимает выделенную территорию, на которую не пройти без пропуска и документа, удостоверяющего личность. Для тех, у кого с пропуском все в порядке, дата-центр открыт 24х7. Те, кто приезжает на своем автомобиле, также получают пропуск на транспорт и только после этого могут попасть на территорию дата-центра.

-2

Первый пост круглосуточной охраны – вход на территорию.

-3

Сотрудники охраны не только встречают клиентов и выдают пропуска, но и круглосуточно следят за видеостеной, куда выводится изображение всех внутренних помещений дата-центра и прилегающих территорий.

-4

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

Свой путь в дата-центр электричество начинает от АЭС. В дата-центр приходит 10 кВ  на 6 понижающих трансформаторов. Далее – уже 0,4 кВ двумя независимыми маршрутами идут в распределительное устройство низкого напряжения (РУНН). Потом через ДИБП электропитание поступает на ИТ- и инженерное оборудование. К стойке подходят два независимых ввода, то есть резервирование 2N. Подробнее о том, как все устроено в части электроснабжения, расскажем в отдельной статье.

Путь электричества в дата-центре “Удомля”
Путь электричества в дата-центре “Удомля”
Силовые шины, по которым электричество приходит от РУНН до силовых панелей ДИБП
Силовые шины, по которым электричество приходит от РУНН до силовых панелей ДИБП
Ряды РУНН
Ряды РУНН

Несмотря на то, что под боком АЭС, в любом надежном дата-центре основным питанием считается гарантированное. В наших дата-центрах, как вы знаете, за него отвечают ДГУ, но тут используются динамические ИБП (ДИБП). Они также обеспечивают и бесперебойное питание. ДИБП зарезервированы по схеме N+1.

ДИБП марки Euro-Diesel (Kinolt) мощностью 2 МВт. Ревут так, что без беруш туда лучше не заходить
ДИБП марки Euro-Diesel (Kinolt) мощностью 2 МВт. Ревут так, что без беруш туда лучше не заходить

И вот как это работает. ДИБП – это связка трех основных компонентов: дизельный двигатель, синхронная электромашина и аккумулятор кинетической энергии с ротором. Все они закреплены на главном валу.

Электромашина может работать в режиме электродвигателя и генератора. Когда ДИБП питается штатно от города, электромашина – это электромотор, который крутит ротор и запасает кинетическую энергию в аккумуляторе.

-9
Серый блок на первом плане – синхронная машина ДИБП
Серый блок на первом плане – синхронная машина ДИБП
Дизельный двигатель ДИБП
Дизельный двигатель ДИБП

Если городское питание пропадает, электромашина переходит в режим генератора. Благодаря накопленной кинетической энергии ротор заставляет вращаться основной вал ДИБП, электромашина продолжает работать без городского питания и напряжение на выходе не пропадает. Так обеспечивается бесперебойное питание в дата-центре. Одновременно с этим система управления ДИБП подает сигнал на запуск дизельного двигателя. Та же кинетическая энергия ротора запускает дизель и помогает ему выйти на рабочую частоту. Ротор держит обороты до одной минуты, и этого хватит, чтобы в дело вступил дизель. После запуска уже дизель вращает основной вал, а через него – и электромашину (вот наглядное видео переключения ДИБП из одного режима в другой).

В результате питание в стойках не пропадает ни на секунду.

-12

Бак каждого дизель-генератора рассчитан на 3 часа. В дата-центре есть и свое топливохранилище на 80 тонн, которое позволит держать всю нагрузку дата-центра в течение 24 часов. На случай очень гипотетических блэкаутов (АЭС под боком этого не допустит) есть договоры с несколькими подрядчиками, которые оперативно подвезут дизельное топливо на площадку по звонку. В общем, все как положено.

Каждую неделю ДИБП самотестируются и заводят дизель. Раз в месяц проходят тесты с кратковременным отключением городской сети.

Панель управления ДИБП
Панель управления ДИБП
Помещение ЩГП и ЩБП
Помещение ЩГП и ЩБП
“Магистрали” и “развязки” силовых кабелей
“Магистрали” и “развязки” силовых кабелей

Мы поговорили о логистике, физической безопасности и энергоснабжении в дата-центре.

О машинных залах, холодоснабжении, пожарной безопасности, телекоме, мониторинге и быте в ЦОДв наших следующих материалах :)