Как и большинство европейских флотов в середине 80-х годов 19-го века,флот двуединой Австро-Венгерской империи вступил в эпоху великих перемен.Помимо периода безвременья,поразившего броненосные флоты в связи с отсутствием внятной концепции развития,флот Дунайской монархии был еще и беден,как община церковных мышей. Каждый гульден доставался военно-морскому бюджету с боем,сравнимым по накалу с битвой при Лиссе.
Мало того что финансы империи в 70-80 годы имели хронический дефицит до 25%, а экономика переживала многолетний кризис,так еще и утверждение расходов на флот теперь дополнительно проходило через два парламента-австрийский и венгерский.Труднее всего было объяснить сугубо сухопутным венгерским депутатам необходимость расходов на строительство боевых кораблей.
Морской министр вице-адмирал Фридрих фон Пёк безуспешно пытался уговорить Имперский совет и венгерский сейм обновить броненосный флот империи. Сменивший его вице-адмирал Максимилиан Доблебски фон Стернек принял решение кардинально поменять в данных условиях стратегию развития австрийского флота. Он принял идеи "Молодой школы" (Jeune École ). Приоритет был отдан недорогим кораблям,преимущественно с торпедным вооружением.
По замыслу Стернека побережье империи от громадных итальянских броненосцев должны были защищать флотилии миноносцев, поддерживаемые «торпедно-таранными крейсерами».
В разработанной Стернеком программе 1891 года австрийский флот должен был состоять из четырех эскадр,каждая-один торпедно-таранный крейсер,торпедный крейсер,большой миноносец и шесть миноносцев.Утверждение программы "дешевых кораблей" в парламентах прошло удачно,благо и финансы империи к этому времени удалось восстановить. Вместо старого имперского гульдена в обращение была введена новая австрийская крона.
Было одобрено строительство двух торпедно-таранных крейсеров (бронепалубные крейсера типа « Кайзер Франц Иосиф I » ),три торпедных(минных) крейсера( два типа "Пантер" и "Тигр"). Еще один торпедно-таранный крейсер- Torpedo-Ram Cruiser C в 1889 году был запланирован на бюджет 1890 года.
Но увеличившиеся финансовые возможности и появление более прочных типов брони заставили конструкторов предложить доработать проект под применение полноценного броневого пояса.Они разработали два эскиза-первый-увеличенный до 5100 длинных тонн (5200 т) « Кайзер Франц Иосиф I »,а второй- фантазия на тему французского броненосного крейсера "Дюпюи де Лом" в 6220 длинных тонн (6320 т) . Победила более экономичная концепция.Разработкой проекта руководил начальник императорско-королевского военно-морского арсенала в Поле Йозеф Кухинка . Контракт на постройку был подписан с Stabilimento Tecnico Triestino , австрийской верфью в Триесте .
Орудия главного калибра, две 240 мм крупповские пушки, размещались в отдельных башнях в оконечностях.Вспомогательная батарея из восьми 150 мм орудий была установлено в центральном каземате.Первоначальный проект предусматривал всего 6 150 мм и 14 47 мм скорострельных орудий,но в ходе постройки артиллерийская мощь крейсера была увеличена,впрочем как и его водоизмещение с соответствующей перегрузкой.
Крейсер получил весьма громоздкое имя- «Каизерин унд кёнигин Мария Терезия» (императрица и королева Мария Терезия) ,в честь одной из самых знаменитых правителей Австрийской империи в 18 веке- императрицы Марии Терезии.
Мари́я Тере́зия Вальбурга Амалия Кристина (Maria Theresia Walburga Amalia Christina; 13 мая 1717, Вена — 29 ноября 1780, Вена) — эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству). Супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745 году.
«Каизерин унд кёнигин Мария Терезия» SMS « Kaiserin und Königin Maria Theresia » «Stabilimente Tecnico Triestino», Сан-Марко. заложен 1(10) июня 1891/ 1 июля 1891 /6 октября 1891, спущен 29 апреля 1893 года , введен в эксплуатацию в ноябре 1894 года , в строю с 01.1895. Выведен из состава флота 1916 год,с февраля 1917-плавказарма,сдан на слом в 1920 году
Водоизмещение проектное 5330 длинных тонн (5420 т) ,полное 6026 длинных тонн (6123 т) . Длина 111,67 / 113,7 м. Ширина 16,25 м. Осадка 6,81 м. Бронирование-пояс — 100 мм, палуба — 39 мм (на скосах — 57 мм), казематы — 80 мм, барбеты — 100 мм, рубка — 50 мм
Двигатели-2 горизонтальные паровые машины тройного расширения, 6 паровых котлов,9755 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 19,35 узла. Запас угля 746 т. Дальность 3500 миль на 10 узлах. Экипаж 475—504 человек
Вооружение-2 × 1 — 240-мм/35 Крупп C.86 , 8 × 1 — 150-мм/35 SK K.86 , 18 × 1 — 47-мм (12 × 47-мм орудий L / 44 SFK Skoda и 6 × 47 мм L / 33 SFK орудий Гочкиса) , 2-4 пулемёта 8 мм. 2 × 66-мм (2,6 дюйма) десантных орудий L / 18 . Минно-торпедное вооружение-4 однотрубных 450-мм торпедных аппарата (1 курсовой, 1 кормовой, 2 траверзных)
после перевооружения в 1909/10 - 2 × 1 190 мм L/42 Skoda , 8 × 1 150 мм скорострельных L/35 Krupp , 2 десантных 70 мм L/15, 12 скорострельных 47 мм L/44 Skoda,2 скорострельных 47 мм L/33 Hotchkiss,4 37 мм картечницы Vickers. Торпедные аппараты-4-450 мм
Крейсер имел стальной корпус с двумя боевыми мачтами.Так как тяжелые мачты только ухудшали остойчивость,то их,в итоге демонтировали. Корабль получил ярко выраженный таран ,стальной шпирон, отлитый на заводе фирмы «Шкода» монолитом с форштевнем. Водоизмещение в процессе постройки выросло с 5330 длинных тонн (5420 т) по проекту до 6026 длинных тонн (6123 т) при полной загрузке.Ниже броневой палубы корпус делился на 21 отсек,а межпалубное пространство-на 48 отсеков. Экипаж состоял из 32 офицеров и 443 нижних чинов.
Силовая установка была двухвальной,с двумя паровыми машинами тройного расширения,шестью огнетрубными котлами и двумя дымовыми трубами.Расчетная мощность установки-9000 л.с. под контрактную скорость 19 узлов. На испытаниях крейсер показал 19,35 узлов. Запас угля обеспечивал расчетную дальность 3500 миль на 10 узлах.
Броневая палуба толщиной от 38 до 57 мм закрывала всю длину корпуса на 30 см ниже ватерлинии. На плоскую часть приходилось около 60%,а скосы заканчивались у бортов на 130 см ниже ватерлинии.Борта прикрывались угольными ямами.
Главный броневой стальной пояс толщиной 100 мм имел высоту 2,9 метров,из них 1,3 метра было под водой. Пояс замыкался броневыми траверсами,образуя 63 метровую цитадель. Броневые плиты крепились на 50 мм тиковую подкладку.Башни на 150 мм барбетах защищались 100 мм листами. У казематов толщина листов была 80 мм ,а лоб боевой рубки-50 мм.
Два 240 мм орудия Круппа KL / 35 в двух одинарных башнях( одна впереди и одна на корме),барбетах с круговым бронированием. Барбеты опирались на броневую палубу и были примерно на метр выше верхней палубы(скорее даже на полтора). Сектор обстрела составлял 240 градусов.Управление было возможно как вручную,так и с электроприводом.
Восемь 150 мм орудий Krupp SK L / 35 размещались в отдельных казематных установках: четыре на главной палубе и четыре на верхней палубе. Погонный и ретирадный огонь могли вести по четыре из них.Орудия были разделены друг от друга 40 мм броневыми переборками.Сектор обстрела всех пушек-по 120 градусов.
Противоминную оборону обеспечивали 12 47 мм пушек "Шкода" L / 44 и шесть 47 мм Hotchkiss L / 33.Их устанавливали в казематах,спонсонах и в открытых установках.Для десантной группы держали две 70 мм пушки L/ 18 .
Торпедное вооружение- четыре 450 мм аппарата-носовой,кормовой и два бортовых.
Корабль прошел несколько модернизаций.Помимо замены артиллерии на современную,задачей было снижение верхнего веса.
В 1903 году боевые мачты заменили на простые,уменьшили надстройку.
В 1906 году старые 24-см орудия были заменены парой современных скорострельных 19-см (7,6 дюйма) орудий Шкода" SK L / 42 с новыми, уменьшенными башнями.
В 1909-1910 годах крейсер прошел большую модернизацию.Еще раз сокращены надстройки,для улучшения тяги установлены трубы большего диаметра. 150-мм пушки перенесли на уровень главной палубы,к амбразурам в борту,торпедный аппарат оставлен лишь один.
Были сняты 4 х 1 - 47мм/30 скорострелки Гочкиса,вместо них поставили четыре новые митральезы Виккерс 37 мм /42 обр. C.1900V
Крейсер вступил в строй в ноябре 1884 года ,а летом 1895 года эскадра гранд-адмирала эрцгерцога Карла Стефана фон Габсбург-Лотаринген вместе с новым крейсером отправилась на торжества по случаю открытия Кильского канала. По дороге был посещен Брест,а на обратном пути Портсмут.
Как и многие современники,крейсер принял участие в миротворческой миссии флотов шести великих держав по урегулированию Критского кризиса 1897-1898 годов. Австрийцы внесли в состав эскадры третий по количеству контингент после британцев и итальянцев.Но достигнутый в итоге компромисс по широкой автономии Крита в составе Османской империи не устроил обе немецкие державы- Германия вышла из объединенной эскадры в ноябре 1897,а Австро-Венгрия-в марте 1898 года.Сами же Международные силы просуществовали до конца 1898 года.
В 1898 году началась испано-американская война и крейсер отправился на Кубу для эвакуации австрийских и германских граждан .Он прибыл к порту Сантьяго как раз 3 июля,когда несчастный адмирал Сервера пытался прорваться из заблокированной американцами гавани.Под гром пальбы и возбуждение боя австрийцу чуть не досталось за компанию.
Вспомогательный крейсер USS Resolute обнаружил поблизости от американского транспорта военный корабль,по размерам и силуэту напоминавший испанские броненосные крейсера типа(ирония судьбы)"Инфанта Мария Тереза". На перехват вышел броненосец "Индиана".К счастью уже с 5500 метров командир "Индианы" опознал австрийца и дал отбой уже приступившим к наведению орудий артиллеристам.
По другой версии командир австрийского крейсера во избежание ошибки вывел на палубу оркестр, который с выражением исполнил "Америка,америка"... Как бы то ни было, инцидента удалось избежать.
"Тем временем я послал "Индиану" и один из наших миноносцев, на восток в поисках недостающего испанского крейсера, и сообщил им, что большой испанский броненосец или крейсер видели к востоку из Дайкири. Они немедленно начали преследование, но предполагаемый противник был позже опознан, как австрийский крейсер "Мария Тереза"" (Донесение кептена Коттона )
«Едва не попал под горячую руку американцев австрийский крейсер «Кайзерин унд кениген Мария Терезия», именно в этот день, направлявшийся в Сантьяго. Его чуть было не атаковал броненосец «Индиана», и командиру «Марии Терезии» пришлось срочно вызывать на мостик оркестр, чтобы играть американский гимн, а также поднимать свои позывные по международному своду, дабы избежать столкновения.»
Это был ,кстати, не единственный напряженный момент с американскими кораблями во время кубинского вояжа. Командующий американской эскадрой разрешил крейсеру зайти в Сантьяго для эвакуации немецкоязычных граждан. Выгрузив эвакуированных на Ямайке,корабль до конца войны дежурил на Карибах.
Отдых на родине получился довольно кратковременным. В июне 1900 года крейсер отправили в следующую горячую точку-в Китае полыхало восстание ихэтуаней(боксеров) против засилья иностранцев. В июле за ним ушли крейсера "Асперн" и "Кайзерин Элизабет". Все они вошли в состав международной эскадры(Альянс Восьми наций), собранной у фортов Дагу, прикрывающих путь на Пекин. В июне 1901 года Kaiserin und Königin Maria Theresia стал самым большим кораблем,поднявшимся в верховья Янцзы до Ханькоу. В 1902 году его на китайской станции сменил новейший броненосный крейсер "Кайзер Карл VI".
В метрополии крейсер был дважды модернизирован-в 1906-1908 и в 1909-1910.Вместо старых 240 мм пушек были установлены скорострельные 190 мм L / 42 орудия "Шкода".Дополнительно поставили четыре 37-мм револьверные пушки Vickers,демонтировали тяжелые боевые мачты.
Модернизированный крейсер в 1912 году был отправлен в Салоники,где обеспечивал защиту австрийских интересов во время начавшихся Балканских войн.
Перед Первой мировой войной корабль входил в 1-ю крейсерскую дивизию из двух броненосных и трех легких крейсеров под командой вице-адмирала Пауля Фидлера. Фактически в 1914-1916 годах был портовым сторожевым кораблем в хорватском Себенико. 31 января 1917 года разоружен,выведен из боевого состава 2 июля 1917 года и стал плавказармой экипажей немецких подлодок на Адриатике в Пола. Орудия корабля были использованы на сухопутном фронте против Италии.
По мирному договору бывший крейсер достался Англии и был продан на металлолом итальянской фирме в 1920 году.
По сути первый австрийский броненосный крейсер стал увеличенным « Кайзер Франц Иосиф I » с броневым поясом по ватерлинии.Проект для потребностей австрийского флота,чьи интересы ограничивались Адриатикой,максимум Средиземным морем, был признан удачным и получил развитие в двух последующих броненосных крейсерах- Kaiser Karl VI и Sankt Georg. Австрийская школа броненосных крейсеров,несмотря на немногочисленность кораблей,отличалась самобытностью,а в боевых условиях австрийские крейсера показали себя достаточно эффективными.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам