Дворец дожей или Palazzo Ducale — знаменитый памятник архитектуры Италии, первоначально созданный в стиле готики. Эта важная городская достопримечательность расположена на площади святого Марка около одноименного собора. Дворец по праву считается и почитается как главное здание города, ведь когда-то там располагалась резиденция правителей республики. Здесь были размещены практически все административные объекты, до того, как в город в 1797 году пришли войска Наполеона. А балкон был трибуной для дожа, откуда он поздравлял народ с праздником. Гости причаливали на лодках и смотрели на дожа, как и положено, снизу вверх.
В дворцовый комплекс, кроме самого дворца, входит собор святого Марка, огромная старинная библиотека и несколько других небольших зданий и сооружений. Первое здание на этой территории сооружено в 810 г. и оно больше напоминало крепость с башенками. Его окружала мощная стена, а за стеной был вырыт ров, наполненный водой. В 976 г. произошло восстание против дожа П. Кандиани IV, в котором принимали участие и придворные вельможи. Когда ситуация пришла в норму, горожане соорудили другую крепость, которую разрушил пожар 1106 г.
А уже в XII столетии местные строители возвели дворец, который даже близко не напоминал крепость. Отметим, что в Венеции на тот момент уже и не осталось крепостей, поскольку море было лучшей защитой, и республика имела великолепный флот. Руины крепостной стены были разрушены до основания, а ров засыпали. Возведение современного дворца дожей осуществлялось с 1309 по 1424 г. по чертежам и под руководством известного итальянского зодчего Ф. Календарио. В архивах сохранились сведения, что в постройке большое участие принимали П. Базейо и талантливый мастер Энрико.
В начале XV в. было завершено сооружение фасада со стороны лагуны, а через два десятилетия — со стороны площади святого Марка. Для полного окончания возведения и украшения дворца дожей пригласили самых известных мастеров из Флоренции и Ломбардии. Стоит особо отметить, что большую роль в строительстве сыграла местная династия семьи Бон, известных специалистов по обработке мрамора. К сожалению, в конце 1577 году, из-за сильного пожара некоторые залы сгорели и реставрирование дворца было поручено Антонио де Понти, автору знаменитого моста Риальто.
Архитектор решил не менять готику в угоду новым модным тенденциям градостроения. Если вы внимательно присмотритесь к зданию дворца, то вы удивитесь. Ведь, на первый взгляд, кажется, что архитектор нарушил все законы логики. Верхняя, достаточно массивная часть дворца каким-то чудом держится на двух рядах хрупких ажурных арок. Создается некоторое ощущение, словно одно здание наложено на другое. Да и все элементы будто бы соединены без всякой видимой разумной системы.
Однако отвлекитесь от разбора архитектурных деталей и посмотрите на дворец дожей другими глазами, глазами туриста, впервые увидевшего такую необычную красоту, привлекательность, свежесть и яркость. И тогда перед вами предстанет здание во всей своей изящности и разумности. Открытая галерея с рядами аркад, вовсе не каприз мастера, а жизненная необходимость. Она отлично укрывает от ярких солнечных лучей.
Здесь можно укрыться в тени, любуясь прекрасной панорамой, где архитектура гармонично сочетается с природой. Ажурные галереи в сочетании с гладкой стеной придают фасаду роскошь контраста. Отделку фасадов проводили с середины XV столетия, когда восторг итальянцев перед готикой заменили плавные линии эпохи Возрождения. Изумительная красота готической филигранности постепенно наскучила и итальянцы стали предпочитать мягкость форм.
А в строительстве общественных зданий в большом количестве стали применяться разные сорта мрамора. При осмотре фасада, взгляд останавливается на двух колоннах, выполненных из темного мрамора. Нужно сказать, что между ними в те далекие времена оглашали смертные приговоры. С восточной стороны дворца дожей интересен балкон, который соорудили ученики знаменитого Сансовино в 1536 г.
Рядом скульптура Правосудия, выполненная А. Витториа. Отсюда в 1865 г. было оглашено историческое решение об объединении Венецианской республики с Италией. Во дворик дворца сквозь ряд арок галереи Фоскари туристы проходят через так называемую «Бумажную дверь», работы отца и сына Бон. Она напоминает стрельчатую арку и украшена элементами готики. На портале статуя дожа Ф. Фоскари, склоненного перед крылатым львом. Дверь получила название от архива, находящегося поблизости.
Сам дворик окружен двумя рядами арок из мрамора и украшен 8-ю статуями, привезенными из Древней Греции. Внимание туристов привлекает статуя Ф. М. делла Ровере, герцога из Урбино, созданная Джованни Бандини в 1587 г. В центре дворика пара роскошных колодцев, отделанных бронзой. Нужно сказать, что отсюда брали самую вкусную воду в Венеции. Торговцы водой ежедневно приходили сюда за водой, а потом разносили ее по всему городу. Основной фасад был выполнен по эскизам А. Риццо (XV в.) и украшен П. Ломбардо. Красно-кирпичные стены дворика с юга и востока сложены по чертежам Б. Манопола в XVII в.
Фасад с галереей Фоскари имеет два ряда арок: одни полукруглые, другие стрельчатые. А в нишах расположены античные скульптуры. Над этим фасадом в стиле барокко работал известный архитектор Манопола. Из дворика во дворец дожей ведет так называемая Лестница Гигантов, сооруженная из красивейшего мрамора. В 1554 г. на ней установили гигантские скульптуры Марса и Нептуна.
Здесь проводили многие важные мероприятия и, конечно, наиболее роскошной церемонией являлось торжественное венчание дожа. «Золотая лестница», созданная по чертежам Сансовино в 1538 г. была завершена Скарпаньино в 1559 г. По сторонам располагается обильно позолоченная лепнина. Отметим, что по лестнице могли шествовать только именитые гости и вельможи. Их имена были занесены в «Золотую книгу», составленную в 1315 г. В списке было всего две сотни семей, и их представители имели право занимать главные посты в республике. В 1180 г. по повелению дожа Себастьяно Дзианни, книга находилась в отдельной комнатке.
Если говорить про внутренние помещения, то стоит посетить зал Большого Совета, в южном крыле дворца дожей. Он действительно большой и его размеры реально впечатляют. Зал был украшен бесценными произведениями великих живописцев: Тициана, Веронезе и других мастеров. К сожалению, пожар 1577 г. уничтожил эти шедевры. После реконструкции в 1590 г., зал украсили картиной отца и сына Тинторетто «Рай», а потолок произведением П. Веронезе «Триумф Венеции». Здесь же располагаются портреты дожей. Отсутствует только портрет дожа М. Фальеро, который был казнен за измену.
- Адрес: ул.Piazza San Marco, 1, 30124 Venezia VE, Италия.
- Часы работы: с 1 апреля по 31 октября, воскресенье-четверг с 8.30 до 21, пятница-суббота с 8.30 до 23 часов.
- Часы работы: с 1 ноября по 31 марта с 8:30 до 19:00 (последний вход в 18:30).
- Стоимость единого билета для всех музеев площади Сан-Марко – 25 евро.
В зале Судьбы назначались или осуждались чиновники разного ранга. Потолок украшает изумительная резьба и позолота, а прекрасные картины Падованино представляют аллегории. В зале Компаса, инквизиция выносила свой неумолимый вердикт, который очень часто вел к казни. Здесь можно увидеть «пасть льва», куда опускали письма и доносы на неблагонадежных граждан. Потолок дворца дожей украшен плафоном, расписанным П. Веронезе. В следующем нашем материале мы расскажем вам про собор Святого Марка, который расположен рядом с дворцом Дожей и является одним из символов Венеции.