Немаловажный момент после официального оформления собственного дела или стартапа — брендинг. Если кто-то из читателей не знал, то, даже открывая ИП, никто не запрещает повесить на вашем ларьке надпись «Булочная No1».
В этой статье предлагаю обсудить один из самых актуальных и основных вопросов для каждого бизнесмена. Обсудим способы создания имени, подкину несколько советов и вместе рассмотрим примеры того, как бизнес называть не стоит.
Кстати, если у вас талант к разгадыванию загадок и ребусов, то почему бы не рассмотреть текст данной статьи как мастер-класс вашей будущей профессии неймера? Это тоже отличная бизнес-идея, на которой в интернете можно заработать.
Услуги фрилансеров, занимающихся подбором креативных имен для бизнеса, пользуются спросом. Вы можете заработать хорошие деньги на нейминге, просто создав страничку на одном из ресурсов для фрилансеров. Часто такие заказы попадаются на сервисах work-zilla и kwork.
Что такое нейминг?
В переводе с английского «нейминг» (naming) означает «создание имени». Это важная часть будущей стратегии компании по продвижению, ведь именно по названию вас будут узнавать. Никто не планирует открыть бизнес ненадолго. Начиная свое собственное дело, любой бизнесмен уверен, что его компания будет работать долго и продуктивно, что в итоге принесет его владельцу немалые деньги. Поэтому начинающим предпринимателям очень важно, чтобы их бренд запомнился потребителю, а покупатели снова и снова возвращались за товарами или услугами.
Выбор правильного наименования бренда дело нелегкое, со мной наверняка согласится каждый, кто хоть раз сталкивался с этим непростым вопросом.
У меня ушла целая неделя ежедневного мозгового штурма, чтобы вымучить имя для этого сайта. Быстрее было бы заказать.
Каждый родитель знаком с тем, как сложно придумать имя своему ребенку. С именем бизнеса дела обстоят ничуть не легче. Название должно быть ярким, запоминающимся. ООО «Артем», например, для меня звучит гораздо приятнее, чем ООО «АаАаАаА — А7 — Внедренческий центр». А ведь второй вариант — это реальный пример из жизни. Так назвал себя разработчик программного обеспечения из Новосибирска.
Почему имя важно? Критерии хорошего названия.
Сам процесс подбора имени состоит из целого комплекса работ. Задача неймера (человека, который специализируется на создании «коммерческих названий») состоит в первую очередь в том, чтобы определить, что должно отражать имя, оно может быть:
- уникальным и неповторимым;
- цепляющим и запоминающимся для широкой аудитории;
- отражать суть направления деятельности;
- быть пригодным для регистрации товарного знака;
- легко читаться, писаться и запоминаться;
- может передавать определенный посыл того, какой хочет предстать компания;
- быть официальным или наоборот поближе к народу;
- выделяющимся и разрывающим шаблоны;
- легко транслитероваться с кириллицы на латиницу и обратно. Согласитесь «Щедрая цапля» на русском, уже не так красиво выглядит при транслите: «Shchedraya tsaplya». Важно также не повторять ошибок отечественных маркетологов из госструктур как на рисунке ниже.
Креативное название должно обладать одним или всеми из вышеуказанных критериев, поэтому стоит определиться заранее, что вы хотите получить на выходе.
После того, как критерии названия определены, стоит немного отвлечься и изучить примеры как бизнес называть нельзя. Лучше учиться на чужих ошибках.
Плохие названия бизнеса: как не стоит называть бренд.
1. Избегайте сложных аббревиатур и сокращений. Простое название больше располагает. Если конечно это не фирма однодневка, в таком случае с названием можно вообще не заморачиваться. В нашей стране нередки и «ПродСнабСбытОргТрест», и «Старт», и «Прогресс», и вообще любые странные аббревиатуры и названия.
2. Прямое указание на производимый продукт или услугу, конечно, запомнится: я бы не смог забыть колбасу «Колбаса». Честно, даже не смог придумать, что тут еще можно написать. Разве только то, что зарегистрировать в качестве товарного знака подобное имя не получится точно. Хорошим примером может быть название «Будет чисто» для клининговой компании, в нем явно виден результат деятельности.
3. Если говорить о названиях, которые не подойдут для регистрации торговой марки, то следует также избегать превосходных степеней сравнения, вроде «лучший», «самый».
4. Именной нейминг можно использовать, но тут лучше использовать креатив: «Папа Джон’с» или «Миссис Марпл» выгоднее смотрятся, чем кафе «У Сереги». Хотя для отдаленного села, возможно, второй вариант подойдет лучше. Как считаете?
5. Наименования не соответствующие ценовому позиционированию бренда смотрятся как минимум смешно. Например, «Император» не самый подходящий выбор для консалтинговой компании, а ООО «Баблос» вряд ли прибавит клиентов юридической конторе.
6. Если вы амбициозны и полагаете, что ваш стартап через пару месяцев сможет выйти на IPO и получить мировую славу, то необходимо обратить внимание на антипримеры ниже:
- Не самым удачным вариантом для шоколада Wispa оказалась Украина, в переводе это слово означает «оспа».
- Еще один пример того, что, даже не выходя на международный рынок можно попасть впросак с названием. Весьма неплохой японский ресторанчик, в котором подают морепродукты и делают суши очень удивил англоязычных туристов своим названием F*k Mi.
- Испанцы вынудили Японию провести переименование широко известной модели автомобиля Pajero от известного производителя Mitsubishi Motors, тут оказия вышла еще похлеще, чем в предыдущем примере: «пахеро» в Испании оскорбительное слово, означающее «онанист» или того хуже – «пе*ераст». Кто захочет ездить на таком авто?
- С автомобилями вообще такие проблемы не редки: Chevrolet Nova в Латинской Америке не продавались, так как с испанского «no va» означает «не едет».
- В восточных регионах России встречается модель концерна Honda под названием Fit. Всегда удивлялся, почему в европейской части та же самая машина выпускается под именем Jazz. Как выясняется и тут не обошлось без промашки, ведь «fitta» — это норвежское сленговое слово, означающее женский репродуктивный орган.
7. Не забывайте про банальный здравый смысл. По запросу «боги маркетинга» в сети можно найти миллион примеров того, как не стоит называть фирму. Тут и туристическая компания «Ололо», и салон красоты «Да, детка».
Все еще считаете, что нейминг это просто?
Советы по подбору имени бизнеса.
1. Краткость. Рекомендуется использовать 1-2 слова в названии, в противном случае его сложно запомнить.
2. Подготовьте как можно больший список возможных вариантов.
3. Внесите подготовленный список в таблицу, каждое из имен оцените по пятибалльной шкале (5 полностью соответствует, 1 — не соответствует вообще) ответив на следующие вопросы:
- Название запоминается?
- Оно звучное?
- Возникают ассоциации с вашим делом?
- Может заинтересовать незнакомого с вашим бизнесом человека?
Останется только определить набравшее самое большое количество баллов. Целевая аудитория оценит выбор.
4. Если трудно самостоятельно придумать имя, обратитесь за помощью к друзьям и близким. Или проведите среди них голосование с просьбой выбрать лучшее название из подготовленных вами.
5. Мало кто сейчас придумывает имя только для оффлайн бизнеса и ограничивается пирожковой, большинство предпринимателей стараются мыслить шире и в качестве способа продвижения своего дела используют интернет. Поэтому стоит заранее задуматься о том, свободен ли одноименный вашему названию домен (адрес сайта). То есть название должно не только быть приятным слуху, оно должно быть уникальным. Задача за счет этого усложняется. Кроме поиска свободного домена, что уже, кстати, непросто, желательно позаботиться и о свободных адресах с этим именем в социальных сетях.
Бесплатный совет — достаточно подобрать домен, а при создании страничек в ВК, Фейсбуке или Инстаграме использовать полный адрес домена, например vk.com/abc_ru или нечто похожее.
Способы выбора имени бренда.
1. Используйте собственное имя или ФИО. Самый популярный способ, стоит только вспомнить Ford, Casio или Тинькофф.
2. Географическое наименование. Используйте название места, где вы живете или жили, не забудьте про ближайшие окрестности, в названии можно использовать реки, озера, горы и проч. Огромное разнообразие альтернатив. Известные всему миру устройства под брендом Nokia носят имя финского города, а компания Adobe подарившая всему миру графический редактор Photoshop получила свое имя от маленькой речки Adobe Creek.
3. Возьмите за основу книги по мифологии. Миф древней Греции и Рима дали имена многим современным компаниям. Богиня милосердия Кваннон помогла неймерам из Canon, а зороастрийский верховный бог Ахура Мазда познакомил нас с автоконцерном Mazda.
4. Распространен в нейминге метод усечения. Например, it компания Cisco (производитель сетевого оборудования), просто отрезала часть названия города, в котором было создано предприятие (San Francisco).
5. Вдохновляйтесь иностранными языками. Поэкспериментируйте с переводом придуманных вами названий на другие языки. Например, Samsung с корейского означает «Три звезды», а Volvo — это перевод с латыни фразы «я еду».
6. Если как ни крути, а название получается очень длинным, создайте его аббревиатуру. Так его будет проще запомнить. Название для мебельной компании IKEA звучит гораздо лучше чем «Ingvar Kamprad Elmtaryd Agunnaryd», не правда ли?
7. Можно немного изменить повсеместно известное имя писателя, изобретателя или вымышленного героя и помочь своему бизнесу в продвижении, прикрывшись чужим названием как зонтиком. Именно так поступили владельцы компаний Tesla (воспользовались именем Николо Тесла) и Starbucks (литературного героя в произведении «Моби Дик» звали Старбек).
8. Составьте название из нескольких слов, соединив их в одно. В качестве примеров можно рассмотреть Сбербанк и Аэрофлот.
9. Если идей нет совсем, можно название позаимствовать у природы или природных явлений. Компании «Дикая Орхидея», «Магнит», «Кристалл» поступили именно так.
10. Или использовать животное царство. Есть множество известных брендов, воспользовавшихся этим способом: Puma, Ягуар, Red Bull (красный бык).
11. В качестве наименования можно взять историческое событие или персонажа. Группа компаний «Бородино», рестораны «Пушкинъ» или «Граф-Орлов» получили имена по этому принципу.
12. Повторяющиеся слова могут зацепиться за слух. Фирмы, взявшие этот способ на вооружение: Чупа-Чупс, Тик-Так, Кока-Кола, Китикет.
13. Используйте цифры в названии, если это уместно. Примеры: ювелирная сеть «585», авиакомпания «S7 Airlines».
14. Отталкиваясь от запоминаемости можно рассмотреть цитаты и крылатые фразы. Всем известны молочная марка «Простоквашино» (взявшая название из знаменитого мультфильма), магазины строительных материалов «Старик Хоттабыч». Ресторан с названием «Белое солнце пустыни» тоже будет восприниматься посетителями как уже знакомый и родной.
15. Следующий способ — звукоподражание. Производитель питания для детей «Агуша» основывался на особенностях первых попыток ребенка произносить слова. Произнося название шипучего напитка «Швепс» можно услышать звук открываемого лимонада и его шипение.
16. При полном отсутствии идей просто возьмите словарь и поищите благозвучные общеупотребляемые слова. Не стоит считать этот метод глупым, просто вспомните про известные сетевые бренды «Эльдорадо», «Перекресток» или сеть магазинов «Фамилия».
17. Способ подбора ассоциаций с вашей деятельностью. Примером может послужить упоминавшийся выше автоконцерн Ягуар, в данном случае название ассоциируется со скоростью.
18. Метод «первое, что пришло в голову». Любое слово (предмет, процесс или характеристика), пришедшие в голову могут стать названием. Важно чтобы оно было звучным и понятным. Оно может быть совсем не связано с вашей продукцией и деятельностью, но позже станет именем нарицательным и будет ассоциироваться с вами. Яблоко совершенно не связано с компьютерными технологиями, а компания с его именем — «Apple» — известна по всему миру.
19. Придумайте несуществующее слово. Это однозначно плюс в плане уникальности и свободных адресов интернет-страничек. Вряд ли кто-то использовал слово «Yahoo» до появления этой поисковой системы.
20. Способ, который можно применить, когда уже все варианты перебраны и мыслей, как назвать бренд, больше нет. Воспользуйтесь онлайн генераторами названий. Их легко найти, но не все могут похвастать адекватными вариантами. Также можно подобрать несуществующее слово с помощью генераторов ников (псевдонимов пользователей в сети).
Что дальше?
Брендинг — это деятельность, направленная на продвижение бизнеса, повышение престижа марки, разработку фирменного стиля. Он состоит не только из создания имени, но и из визуального его представления. В качестве визуальной составляющей обычно понимается логотип бренда, цветовая палитра. Имя компании можно придумать самостоятельно, но не все обладают художественными навыками, а заказывать разработку логотипа и дизайн может выйти очень дорого.
Для экономии бюджета можно воспользоваться онлайн инструментами, которых в интернете сейчас представлено достаточно много.
Расскажу вам об одном из них. Сервис Logaster разработан профессиональными дизайнерами с многолетним стажем и позволяет сгенерировать одномоментно без преувеличения сотни вариантов оформления вашего бренда. Лого небольшого размера можно скачать абсолютно бесплатно, причем вы не ограничены во времени, т.е. скачать его можно и через месяц и больше после регистрации. За дополнительную плату можно загрузить логотип в высоком разрешении, сделать многочисленные цветовые схемы, варианты компоновки логотипа для использования в социальных сетях, веб-сайте, печати и т. д.
Видео по теме: 10 историй о том, как бренды получили свое название.
Друзья, надеюсь, мне удалось исчерпывающе ответить на вопрос о том, как придумать красивое, звучное и уникальное название бренда. Если статья была полезна вам — поделитесь ей с друзьями, воспользовавшись кнопками ниже. Если чего-то не хватило — пишите в комментариях. Успехов в ваших начинаниях и до новых встреч! Пока.