Так получилось, что мое сообщение с просьбой поделиться фотографиями реконструкции ТЦ "Европолис" застало Анну Ермолович, коммерческого директора компании Fort Group в пути из Санкт-Петербурга в Москву. В ответ от Ани пришло приглашение на личную экскурсию по объекту, который смело можно назвать визитной карточкой питерского девелопера в Москве.
С Аней мы знакомы тысячу лет со времен, когда ТЦ "Галерея" носил рабочее название "Лиговский", а я прилетала в северную столицу дважды в месяц на рабочие встречи, на которых мы вместе работали над будущим главного торгового объекта Санкт-Петербурга.
Все, что изложено ниже является скорее фотоотчетом и кратким пересказом услышанного мною во время неформальной встречи.
Я хочу пожелать ТЦ "Европолис" светлого будущего, ведь он создается в любви, с полной отдачей всех членов команды, а посетителям удачных покупок и приятного досуга. Этот проект немного личный для меня, ведь именно с адреса "Проспект Мира, д. 211" начался мой путь в торговой недвижимости, но об этом я напишу отдельный пост и обязательно поделюсь первой концепцией проекта ТЦ Ростокино, представленного на Mapic в 2005 году.
Итак, обо всем по порядку, пока мысли и эмоции свежи:
парковка: да, сейчас она вообще не айс, но это не значит, что про нее забыли. Пока она не в приоритете, но будет модернизирована, так что надо просто немного подождать.
реконструкция: те, кто был в ТРЦ "Золотой Вавилон" хотя бы раз, никогда не забудут ту ужасную керамическую плитку на полу - часть рыночного дизайна всего молла. В мире беспилотников и новых форматов иметь актив в треснутом состоянии - это пуля в оба колена, так что необходимость переделки была очевидной. То, что можно увидеть сегодня - лишь часть работ, которые будут завершены в течение ближайших 1,5 лет.
график работ: коронавирус внес изменения в ранее согласованный график проведения работ по реконструкции. От него попросту отказались и приняли решение привязать приоритетность работ к сдаче в аренду и срокам открытия арендаторов. Так что все работы в здании выполняются в режиме ручного управления, который осуществляется 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
архитекторы проекта: как я раньше писала, после общения с маститыми артитекторами в Fort Group решили отказаться от работы с известными международными именами и собрать задорный, полный идей коллектив из молодых испанских архитекторов, которые и работали над новым образом "Золотого Вавилона Ростокино". Позже девелопером были приглашены DA Architects (разработка проекта фуд зоны) и Александр Бродский (разработка концепции использования крыши). Последний был рекомендован Михаилом Барышниковым - хорошим другом Иосифа Бродского. Вот такая история.
Вообще у Fort Group особое отношение к поэту-современнику. Непублично Максим Левченко занимается созданием квартиры-музея Иосифа Бродского в родном городе, бережно сохраняя историю той самой коммуналки на Литейном проспекте.
дизайн и архитектура: кроме тайминга, Covid-19 поменял и внутренний дизайн проекта. Освободив конструктив от старой отделки, на первый план вышел эстетичный бетон, который и стал доминирующим акцентом в дизайне всего комплекса. Прятать отполированную брутальность под слащавостью вновь разработанного дизайна девелопер не посмел. В дальнейшем высокие стены главного входа обрастут дикими лесами, а фасад торгового центра может стать первым зеленым эко-зданием города.
вертикальные коммуникации: организация вертикальных коммуникаций в работающем здании - квест, на решение которого было потрачено много часов и литров крови. В результате горячих дебатов о расположении лифтовых шахт, типах/видах и количестве эскалаторов, было принято решение о замене двух существующих эскалаторов на новые, которые будут установлены в ближайшее время и организации двух панорамных лифтов (вход в ТЦ с Проспекта Мира).
фишка проекта: основными конкурентными преимуществами любого торгового центра будь это микро или мега ТЦ являются: a) архитектура и дизайн; b) состав арендаторов / торговых профилей + новые / уникальные бренды; c) качество обслуживания и комфорт для покупателя (парковка, дополнительные сервисы). Над этим в Fort Group хорошенько поработали и постарались воплотить в жизнь все самые смелые идеи. Возможно они будут скорректированным. C'est la vie".
арт: даже в состоянии незаконченности холлы могут стать отличной площадкой для фотосессий. Сколько же красоты можно увидеть в простых щитах и красках.
арендаторы: рассказывать о том, как сейчас обстоит дело с развитием и открытием новых магазинов не надо даже людям, далеким от ритейла и торговой недвижимости, поэтому поговорим о хорошем.
Несколько слов об изменениях в составе арендаторов:
1. гипермаркет Окей: арендуемая площадь оператора сократилась. Из линейки товаров ушел non food. Концепция магазина стала больше похожа на французский Auchan, а на высвободившихся площадях 12 ноября откроется магазин Ikea (11 700 м2). Открытие гипермаркета "Окей" запланировано на июль 2020.
2. магазин Bork: помимо магазина в новом формате, оператор рассматривает открытие монобрендового магазина Smeg.
3. магазин Askona: бренд откроет флагманский магазин в молле.
4. магазин Zara: площадь магазина в новом формате - 3 767 м2.
Я благодарю Анну за уделенное в плотном графике встреч время и предоставленную возможность прочувствовать колоссальный объем и оценить человеческую силу, вложенную в проект ре-девелоплмента одного из крупнейших торговых объектов города.
Примечание:
История платья Paco Rabanne.