Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.
Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Торпеда Р.Уайтхеда
Итак, в предыдущих статьях мы уточнили и систематизировали ряд разрозненных фактов, относящихся к предыстории возникновения торпедного оружия. Было установлено, что торпеда является одним из звеньев эволюции морских боевых средств, предназначенных одновременно для двух следующих взаимоувязанных целей: поражения подводной части атакуемого корабля; создания большого пожара на атакуемом корабле. В широком смысле предшественниками торпеды можно считать: таран, мину, скрытно подводимую под днище корабля (адская машина), плавающую мина (гальванический брандер), подводное артиллерийское орудие, мину заграждения, шестовую мину (минный таран), буксируемую мину, метательную (инертную) мину, брандер (самоходный, управляемый брандер). Нельзя не отметить, что к созданию торпеды в 1865 году (такой как мы ее знаем сейчас) привели успехи науки и техники, достигнутые к середине XIX века: создание технологии получения и хранения сжатого воздуха и создание пневматического двигателя; создание и широкое внедрение винтового движителя; создание приборов для автоматического регулирования паровых машин (регулятор Уатта). По сути можно считать, что торпеда является первым в мире автоматически управляемым боевым средством (то есть своего рода первым в мире автономным необитаемым подводным аппаратом), предназначенным для решения узкоспециальной задачи - поражения подводной части корабля. И наконец, главный вопрос - кто же создал торпеду? По нашему мнению (которое вы конечно можете не разделять) родоначальниками идеи создания торпеды не следует считать ни Р. Уайтхеда, ни И. Александровского, поскольку существуют документальные свидетельства о том, что в России задолго до них подобные идеи уже были высказаны Н.Полевым, В. Касцовым и целым рядом других изобретателей, другое дело, что не всем повезло с практическим воплощением идеи на практике. Но что же последовало далее?
В 1868 году Р. Уайтхед предложил свою торпеду австрийскому флоту. Для испытания торпеды была создана специальная комиссия. Стрельбы проводились недалеко от Фиуме с переоборудованной канонерской лодки «Гемезе». В качестве мишени использовали яхту «Фантазия», защищенную специальной сетью. Испытания прошли успешно, и Австро-Венгрия стала первым обладателем нового вида оружия. Обошлось оно австрийскому флоту в 20 тысяч фунтов стерлингов. При этом Уайтхеду предоставили право свободной продажи своего изобретения по всему миру.
Уже в 1869 году в Фиуме появились две комиссии -британская и американская. Обе признали торпеды «вполне приемлемыми к военному делу». В 1871 году усовершенствованная торпеда Р.Уайтхеда проходила уже 650 метров со скоростью 24 узла (или 1200 м при 17 узлах) и несла 30 килограммов взрывчатки. В этом Уайтхеду существенно помог его соотечественник Питер Брозерхуд, спроектировавший трехцилиндровый звездообразный двигатель с диаметром цилиндров 100 мм и ходом поршней 80 мм, который при собственной массе 16 кг развивал мощность 30 кВт /200/. В 1872 году торпеды Уайтхеда приобрела Франция. Год спустя ее примеру последовали Германия и Италия. Еще через три года шестым государством, принявшим на вооружение своего флота торпеды, стала Россия. В 1879 году заказ на изготовление торпед превысил тысячу единиц, а к середине 1880-х годов почти все европейские страны стали постоянными клиентами Фиумского завода. Например, до 1881 года Великобритания закупила 254 торпеды, Россия - 250 единиц, занимая второе место в таком рейтинге. Франция для своего флота приобрела 218 штуки, а Германия - 203. Как видим, все мировые державы достаточно серьезно отнеслись к этой проблеме. Но и мелкие страны не остались в стороне: Дания купила 83 торпеды, Чили, Норвегия, Швеция - по 78, Греция, Италия - по 70, Португалия - 50, даже Аргентина и, что интересно, Бельгия- нашли средства для 40 торпед.
Вслед за Европой торпеды приобрела Мексика, Китай, Япония, Парагвай, Чили и другие страны. Завод Уайтхеда превратился в крупнейшую фирму в мире, просуществовавшую до первой мировой войны.
Выдающимся событием в развитии торпедного оружия явилось применение в 1895 году гироскопического прибора, позволяющего с большой точностью управлять движением торпеды в горизонтальной плоскости (по курсу). В 1851 году знаменитый французский физик Леон Фуко демонстрировал Парижской академии наук прибор, названный им гироскопом (по-гречески - «указатель движения»). Фуко доказал, что свободно подвешенный, быстро вращающийся ротор (волчок) будет сохранять направление своей оси в мировом пространстве. Если гироскоп закрепить в кардановом подвесе, он может наглядно показать суточное вращение Земли вокруг своей оси. Если же подвесить к концам оси груз, который удерживал бы ось в горизонтальном положении, то она будет поворачиваться вдоль горизонта до тех пор, пока один конец ее не окажется направленным на север, а второй - на юг. Таким образом, Фуко теоретически обосновал возможность создания немагнитного механического компаса.
Вплоть до начала 50-х годов XX века идея применения гироскопа для торпеды приписывалась технику Людвигу Обри, работавшему на заводе Уайтхеда. Однако при детальном изучении этого вопроса оказалось, что еще в 1879 году в проекте торпеды полковника А.И. Шпаковского в законченной форме излагается идея применения гироскопического прибора для управления торпедой. Департамент торговли и мануфактур России в 1896 году отказал иностранцу Обри в привилегии (то есть патенте на изобретение) исходя из того, что гироскоп применялся до этого в морском оружии на русском флоте. Удивительно, но сочетание "прибор Обри" общеизвестно, в то время как имя А.И.Шпаковского известно только специалистам. Для подтверждения наших слов приведем некоторые выдержки из подлинных документах.
Переписка Департамента торговли и мануфактур с Морским Техническим Комитетом о привилегии на приспособление для выпрямления горизонтальной траектории мины Уайтхеда иностранцу Обри
Отношение Департамента торговли и мануфактур от 5 сентября 1896 года.
Препровождая при сем описание и 4 листа чертежей предъявленного к привилегированию иностранцем Обри рулевого аппарата для прямолинейного движения мин, Департамент торговли и мануфактур имеет честь покорнейше просить Морской Технический Комитет рассмотреть оные, и если означенное изобретение не будет признано относящимся к числу упоминаемых в 1 части ст. 176 Устава о промышл. изд. 1893 г., с возвращением приложений уведомить, какие из указываемых просителем... особенностей аппарата могут подлежать привилегированию. Подпись:
На данный запрос был дан ответ, чуть больше чем через два месяца.
Ответ на отношение Д-та торговли и мануфактур от Морского Технического Комитета от 23 ноября 1896 года.
Возвращая при этом описание и 4 листа чертежей приспособления для выпрямления горизонтальной траектории мины Уайтхеда, представленных иностранцем Обри на предмет выдачи ему привилегии, Морской Технический Комитет уведомляет, что во флоте такого приспособления не применялось в минах Уайтхеда, но употребление гироскопа к инертным минам (то есть метательным) практиковалось...
... Морской Технический Комитет полагает, что на прибор Обри привилегия не должна быть выдаваема...
Лейтенант Людвиг Обри служил на одном из броненосцев австро-венгерского флота. Читая «Общедоступную астрономию» Ф. Араго, он понял, что именно гироскоп позволит торпеде сохранить заданное направление по курсу. Лейтенант обратился к Уайтхеду. Уже через несколько месяцев Обри ушел с флота и работал в фирме (с окладом, равным ставке военно-морского министра), а новая торпеда, оснащенная «прибором Обри», проходила испытания. Вскоре новинка получила повсеместное распространение.
Гироскопический прибор в сочетании с рулевой машинкой и вертикальными рулями позволил значительно уменьшить отклонения торпеды от заданного курса. Примитивные приспособления тех лет вроде поворотных или изгибаемых стальных пластин были вытеснены гироскопом. В итоге свойство гироскопа сохранять неизменным положение своей оси в пространстве было использовано для создания простой и надежной системы управления движением торпеды по курсу. Причем гироскоп оказался пригодным для удержания торпеды на заданном курсе в течение значительно большего промежутка времени, чем это требовалось по фактически проходимой дальности. Это обстоятельство послужило толчком к дальнейшему увеличению дальности хода торпед, то есть улучшению их боевых качеств.
В 1881 году Германией был приобретен «секрет» Уайтхеда и началось изготовление торпед на заводе Шварцкопфа в Берлине. Торпеды конструкции Шварцкопфа были на 1,5 м короче и несли меньший заряд взрывчатого вещества, чем торпеды Уайтхеда образца 1898 года, и предназначались для подводных лодок малого водоизмещения. К этому времени имел место ряд нареканий на низкое качество торпед, объяснявшееся оборжавлением стали, из которой они изготавливались. Это привело к замене стали на бронзу. С 1881 года началось изготовление бронзовых торпед на заводах Шварцкопфа и Уайтхеда. К этому же времени изготовление торпед было освоено и в Вулвиче (Великобритания). Применение бронзы не дало существенного улучшения качества торпед и впоследствии вернулись к изготовлению более прочных стальных торпед.
Но не только Уайтхеду удалось реализовать на практике "классическую" торпеду. В конце XIX - начале XX веков над созданием торпедного оружия работало немало изобретателей из разных стран, но их предложения не получили практического применения из-за несовершенства предлагаемых конструкций. Среди таких изобретений можно указать на следующие: мина Бердана с турбинным двигателем, работавшим на ракетном топливе; метательная мина Хоуэла с двумя гребными винтами, вращение которых поддерживалось маховиком, имевшим около 14000 оборотов в минуту; мина Лея со сферическим двигателем Тоуера, работавшим на сжатом углекислом газе и вращавшим трехлопастной винт, установленный впереди мины. Управление движением мины и взрыв ее производились при помощи электрического кабеля.
Несмотря на большое количество разных систем мин и торпед, ведущая роль оставалась все же за торпедой Уайтхеда, поскольку она при своем движении в воде была совершенно свободна, то есть после пуска ничем не была связана с местом своего старта. Движение было прямолинейное по направлению на более значительное расстояние, чем, например, у метательной мины. Кроме, того движение мин Уайтхеда совершалось на заданной глубине, а скорость движения оставалась на всем пути постоянной.
В итоге можно сделать вывод, что появление торпеды как оружия боевых кораблей относится к 1876 году, и с этого момента начинается ее дальнейшее развитие в соответствии с тактическими требованиями, предъявляемыми к ней, и состоянием техники.
По этой теме можно почитать:
Закономерный ход развития- самодвижущая мина
Брандеры - прообраз торпедного оружия? Кто бы знал!
Вариативность использования мин в боевых действиях на море
Мина заграждения как элемент в системе развития торпедного оружия
Шестовые и буксируемые мины - еще один шаг к торпедному оружию
Подрыв корабля противника миной, скрытно подводимой под корпус корабля
Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление. Таран