Призрак Цусимы мог стать одной из самых грандиозных игр года: потрясающий арт-дизайн; ориентация разработчиков на Зельду Breath of the wild в исследовании открытого мира и на Dark Souls в боевой системе; необычный сеттинг древней Японии и огромные ресурсы Sony, превращающие практически каждый эксклюзив платформы PS4 в мастерское и крайне качественное произведение искусства. Казалось бы, что могло пойти не так?
Да, в общем-то, многое.
- Технически игра - довольна слаба, чуть ли не пастген по мнению многих критиков - Infamous: second son от этих же разрабочиков выглядит на порядок технологичней, при том, что вышел он шесть лет назад, на самой заре появления ps4. Великолепный арт и талант художников вытягивают картинку, но до красот Last of us II Призраку, к сожалению, очень далеко.
- Геймплейно игра целиком и полностью состоит из привычных механик серии Assasin Creed - не зря её называли рескином Истоков и Одиссеи. Открытый мир статичен и скучен, надоевшие аванпосты, уже привычная смесь стелса и открытых столкновений - в общем особой разницы и не заметишь, перескочив с любого Ассасина на прохождение Призрака. Тот же Death Stranding Кодзимы давал игрокам совершенно иной опыт, отличный от всего того, с чем мы имели дело раньше. Не всем такой подход зашёл, но инновации всегда конфликтуют с привычными устоями, зато расширяют и обогащают игровую индустрию новыми механиками. Призрак же не привнес ничего нового, кроме хорошей идеи маскировать элементы интерфейса под окружающий мир - тот же ветер, выполняющий функцию навигатора, выглядит здорово и хорошо способствует погружению.
- Сюжет Ghost of Tsushima тоже не хватает звёзд с неба, ровно как и побочные задания - он хорош, способен вызывать в нужные моменты нужные эмоции. Ты сможешь сопереживать героям, но никаких откровений, действительно глубокого смысла и философии в нём нет - всего лишь ещё один эффектный боевик в открытом мире.
Так стоит ли эта игра того, чтобы купить её по полной цене или, уж тем более, покупать PS4 для доступа к вожделенному эксклюзиву?
Несмотря на озвученные претензии, ответ один: да, стоит! Если нет финансовых ограничений и есть консоль, бери сейчас; нет - жди распродаж, но обязательно побалуй себя этой душевной и чертовски красивой игрой!
Когда вышел Days Gone, большинство критиков сошлись на мнении, что это проходная и посредственная игра с целым ворохом минусов. Меня же она затянула в свой мир с головой, подарив крепкую историю, бодрый геймплей и оставив внутри приятное послевкусие. И плевать на объективные недостатки игры, у неё есть своя душа, которая меня действительно зацепила. Подобное мнение слышу от многих людей - со временем игроки стали называть Days gone одним из лучших эксклюзивов PS4. Такая же судьба может ждать Призрака Цусимы. Ведь у неё тоже есть своя душа.
Оказавшись в прекрасных садах цветущей сакуры, лепестки которой, словно снег, кружат в воздухе, или у неподвижной глади озера, усыпанного ярко-красными листьями, или же у подножия гор, рядом с термальным источником, горячий пар которого струится по белоснежному снегу - можно простить игре любые недостатки. Здесь пейзажи не претендуют на фотореалистичность, они рисуют яркие, волнующие картины, используя самые главные инструменты - атмосферу, эмоции, чувства. Для меня это важнее технологичности картинки, потому что с главной целью - погрузить игрока в свой собственный живописный мир - природа Цусимы с блеском справляется.
И сходство с Ассасинами совсем не проблема - я с большим удовольствием прошел Истоки, в полной мере замечая все недостатки игры, но это не помешало мне насладиться масштабным и разнообразным миром древнего Египта. Формула похожего открытого мира до сих пор хорошо работает и в Цусиме. Пусть здесь нет инновационного геймплея и действительно крутых новых механик, но то что есть, неплохо работает на вживание в образ древнего самурая.
С не самым глубоким сюжетом тоже можно смириться - ведь он в любом случае хорош, потому что позволяет испытывать интерес вплоть до самых титров игры. Стоит лишь подключить воображение и освежить в своей голове знания о самураях - история заиграет новыми красками. Перед тем, как покупать игру, стоит посмотреть крутой фильм "Герой" - японская эстетика, красота и созерцательность сквозят в каждой сцене, и вряд ли после завершения фильма тебе не захочется взять в руки виртуальную катану.
Ещё один отличный фильм - "Пёс-призрак: путь самурая" Джима Джармуша. Задолго до того, как это стало модным, Джармуш сделал главного героя чёрным - и получилось на удивление шикарно! Фильм вышел своевременно: сейчас от истории о том, как черный самурай готов отдать жизнь ради своего белого хозяина полыхнули бы миллионы седалищ последователей движения Black lives matter, потому вряд ли бы этот фильм увидел свет в нынешнее время. Потому спеши посмотреть, пока его не повыпиливали со всех потоковых сервисов.
Благодаря этим фильмам можно лучше понять философию самураев, а значит погружение в мир Цусимы пройдет гораздо плавнее и глубже, несмотря на небольшие огрехи повествования. Напоследок, небольшое интервью с Нилом Дракманном, создателем серии Last of us, о Призраке Цусимы:
— Здравствуй, Нил! Уже успел поиграть в новый эксклюзив Sony? Поделишься своим мнением с моими подписчиками?
— Привет, Саня, игра отличная, получил море удовольствие, но есть у неё серьезный изъян.
— Какой же?
— Недостаточно актуальна она, недостаточно соответствует духу времени. Я вот что предлагал Sucker Punch ещё на стадии разработки? Сделайте, говорю, главного героя афроамериканцем! И вдобавок гендерно неопределённым. Типа жил на острове Цусима мальчонка-ниндзя, не мог определиться, гей он или нет, потом игрался с катаной и случайно под корень срезал себе мужское естество. Не мужчина, не женщина в итоге, да ещё и с ориентацией не определился - любые СЖВ с ума сойдут от такого героя! И в самой игре можно было бы протезы ему мастерить на то самое место! Захотел, приделал себе мужской половой орган, захотел - женский. По ходу игры в любой момент менять пол, как тебе?
— Ну...
— Вот и я думаю, круто! Захотел - ты суровый мужчина-убийца, несущий смерть врагам, захотел - сильная независимая женщина, которая всегда добивается своего. А разные вариации протезов! Ты только представь, как они оживят геймплей! Удочка, мини-пушка, арбалет, альпинистский крюк! Sekiro с его ручным протезом сoснёт, зуб даю!
— Спасибо, Нил, идея, конечно, необычная. Может в сиквеле её получится реализовать?
— Надеюсь, Саня, надеюсь...
Итак, атмосферный и стильный мир Ghost of Tsushima ждёт Тебя! Если приведённые выше доводы кажутся Тебе разумными, оформляй покупку и наслаждайся суровыми медитативными буднями настоящего самурая! С тобой была "Корво Бьянко", игровая кофейня, где по-настоящему любят игры и тех, кто в них играет. Заглядывай к нам почаще)