Основатель реализма в живописи французский художник Густав Курбе, прежде всего, велик, конечно, не в силу своего чрезмерно реалистичного изображения «Происхождения мира», а за счет умения запечатлеть в обычной (пускай временами убогой) повседневной жизни именно то мгновение, которое наиболее полно отражает эпоху, взгляды, человека.
Картина «Дробильщики камня» была написана Курбе после того, как он увидел двух простых рабочих на краю дороги. По выражению самого Курбе, «редко можно встретить более полное выражение страдания». И он передал это со всей реалистичной жестокостью: потрескавшиеся стопы, виднеющиеся сквозь порванные чулки, стригущий лишай на голове молодого помощника…
Как писал известный анархист Прудон, люди на этой картине (которую он, кстати, называл ни много ни мало «первым социальным манифестом») превращены в машины, «непосильная работа практически вытравила из них желания и эмоции». Но отчего-то, когда смотришь на «Дробильщиков камня», веришь не в машины, а как раз в людей.
Картина была уничтожена в феврале 1945 года во время бомбардировки Дрездена союзными войсками вместе со 153 другими картинами, которые перевозили из дрезденской галереи в крепость Кёнигштайн. Тем самым произведение Курбе стало частью того огненного смерча, из которого родилась «Бойня норме пять» Воннегута.