Беседуя со знакомым киноведом, я в очередной раз посетовал на состояние современного кино, на то, что продукция Голливуда всё больше похожа на советские перестроечные фильмы конца 80-х годов. технически, конечно, безупречные, но содержательно, смыслово следующие одному, чётко оформленному вектору - всё больше безнадёги, всё больше насилия, всё больше извращений и мерзостей, и над всем этим летят самолётами вездесущие супергерои, дутые из пальца, выдуманные спасители человечества.
И маститый киновед мне ответил, что это не у производителей тренд такой, а зрители хотят именно этого - больше, больше, ещё больше насилия. А Голливуд просто подтягивается под запрос снизу. Запрос этот не оставляет шансов для воодушевляющих, обнадёживающих, вдохновляющих на лучшее фильмов, такие картины могут быть относительно успешны в прокате, если только получили какую-нибудь значимую премию, вроде "Оскара", иначе они просто по умолчанию обречены на провал.
Ну, это, мол, как у нас - коллективный Андрей Малахов (это такой молодцеватый человек в телеке, с совершенно диким взглядом сквозь очки), он же, мол, не сам придумывает эти невероятные сюжеты про изнасилованных детей, вурдалаков-родственников и прочее. Это же, мол, сами зрители несут, а значит, зрители именно это и хотят смотреть.
Я затрудняюсь сказать, кто был первым в этом жутком марафоне мерзостей, спрос сначала появился или предложение, для себя, по крайней мере, я решил однозначно - ждать чего-то выдающегося от новинок кинопроката уже точно не стоит. Так или иначе, но следы этого тренда будут присутствовать в любой голливудской кинокартине. Сколько это продлится, и будет ли вообще разворот от этого кабака в сторону настоящего кино - не скажет никто, а значит, имеет смысл самим повернуть голову туда, где Голливуд ещё не находился в таком каматозе - не всегда же он бегал, петляя, от чёрной, одноногой гомосексуальной макаки, которая хочет весь мир сделать чёрным, одноногим и гомосексуальным.
Хорошо бы, конечно, выстроить Новый Голливуд, где-нибудь в Европе, переманить туда всех, кому не нравится положение дел в современном кино, ввалить туда денег, и клепать фильмы в пику трендам . И первым позвать Харви Вайнштейна, как только тот откинется по УДО. Однако, боюсь такая операция под силу лишь Объединённым Силам старой нормальности, а им, силам этим, договориться между собой, к сожалению, пока не удаётся.
Вот в 1982 году режиссёр Сидни Люмет снял фильм "Вердикт", с Полом Ньюманом в главной роли. Я пересмотрел его на днях и очень удивился - ведь не золотой век Голливуда, тоже закат, можно сказать, но насколько это умная, точная, завораживающая картина. И сюжет-то не сказать, чтобы очень оригинальный, повторённый много раз, вплоть до сериала "Лучше звоните Солу", но как же он интересно и современно смотрится даже спустя 30 лет, удивительно. Я смотрел "Вердикт" в советском дубляже, и это самая адекватная смыслу аудиодорожка, хотя, конечно, весьма неважная по звуку. Но вторая дорожка намного, намного хуже, иногда смысл этих переводов диаметрально противоположный, я сравнивал, к тому же на советской дорожке главного героя озвучивает Сергей Шакуров, его уникальная харизма очень удачно дополняет образ Френка.
Кто же такой Френк? Френк - адвокат, и он бухает. Утро начинает с сырого яйца в кружке пива, вечером непонятно на какие деньги, видимо, в кредит, угощает всех завсегдатаев любимого бара. В поисках работы ходит по похоронам, представляясь другом усопшего и суёт визитки его родственникам. Можно предположить, что потому у него и нет работы, что бухает. Но это не так. Когда-то он был крутым адвокатом, в солидной фирме, имел красивую жену, дочку босса и прочее. Но однажды он узнал, что один из его коллег подкупил присяжного заседателя, и смолчать не смог. Дело в том, что Френк - что называется, последний рыцарь адвокатуры, он считает, что справедливость - это высшая ценность, и компромиссы тут невозможны.
В итоге он потерял и работу, и жену, по этой причине и забухал. Единственный его друг, Микки, находит для Френка беспроигрышное дело по иску родственников находящейся в коме женщины, иск - к больнице, врачи которой допустили ошибку, дали неправильный наркоз. Больница принадлежит церкви, и чтобы не портить репутацию уважаемых людей, Френку предлагают деньги, чтобы закрыть дело по соглашению сторон. Деньги немалые, 210 тысяч, этих денег хватит и родственникам несчастной, чтобы организовать ей уход, и, конечно, Френку. Но Френк едет в больницу, чтобы посмотреть на пострадавшую, и...
В общем, его прорубает, он долго сидит у постели умирающей и, думает. Думает о том, что они там, за стенами этой больницы, уже всё решили - кому и сколько заплатить, кому что сделать, чтоб все были довольны. Вот только эта женщина лежит в коме, она ни с кем ни о чём не договаривалась, она пришла сюда за помощью, но не только не получила её, а потеряла вообще всё - семью, детей, саму жизнь. И Френк понимает, что он не может просто взять деньги. Ему нужно, чтобы виновные врачи были публично признаны виновными, он должен разрушить эту лживую благость, купленную страданиями несчастной. К тому же однажды он знакомится в баре с Лорой, которая, кажется, вполне поддерживает его в этом стремлении.
понимаю, что от моих нападок на современное кино этому кино ни жарко, ни холодно, я выступаю тут в роли тявкающей собаки, мимо которой медленно, но не неотвратимо шествует караван. Я понимаю, что большинство будет смотреть новинки, какими бы эти новинки ни были, какой бы немыслимой пропагандой они не наполнялись - но всё же надеюсь, кто-то тявкнет со мной в унисон.
Ну, например, представьте себе блокбастер со звёздами первой величины, и одна из них воплощает на экране, скажем, образ людоеда. Нет, не какого-то там средневекового злодея, которому в конце отрубают башку, а одного из отряда спасителей мира, положительного персонажа, такого спортивного парня с кубиками на животе, смелого и решительного, справедливого, немного деревянного, но от этого ещё более симпатичного, но вот, понимаете, есть у него хобби - любит он запах жареной человечины по утрам. Думаете, не будут смотреть? Да вприпрыжку побегут. Потому что спецэффекты крутые, бюджет 500 миллионов, красивые локации, и тема сисек раскрыта. А людоед - ну что людоед? Чё мы людоедов не видали? Вот Ганибал Лектор, например... Но дело-то в том, что Ганибал Лектор был хотя бы пугающ, зрители понимали, что он безумен, а значит, не-нормален, и его априори нужно опасаться. А этот-то - уже будет НОРМАЛЬНЫМ, ПРАВИЛЬНЫМ, ХОРОШИМ, с чудинкой, да, но бояться его незачем, он же за нас, он в нашей команде - он нас не больно зарежет, чик и мы уже на небесах. С людьми, которые будут смеяться, жуя попкорн, на этом фильме (а они будут смеяться!), я не знаю что делать, как с ними рядом жить-то? А ведь это только один из вариантов, на самом деле их множество - дна-то нету, дна не существует, снизу стучат и стучат, падать можно до тех пор, пока по деревьям скакать не начнём.
ерой фильма "Вердикт" борется именно с этим. С окончательным сползанием в ад, в дикость. Ведь понятно, что судья куплен-перекуплен, что адвокаты ответчика уроды на зарплате и имеют неограниченный ресурс, чтобы сломить любое сопротивление, любое... И да, жертве-то уже не поможешь, из комы она не выйдет. Но есть всё же что-то, что не позволяет Френку петь в общем хоре. Что-то, что нельзя продавать ни при каких обстоятельствах. И лучше уж тупо бухать, чем видеть эти лица, которые не лица уже, а рыла. Потому что если продать ещё и это - всё, дальше жить смысла нет никакого. В этом плане - дело, которое ведёт Френк, вырастает из обычного гражданского иска в судьбоносную для него историю, в крестовый поход против проданного, продавшегося мира, в битву, результат которой должен подтвердить или опровергнуть сам смысл существования человека. А может, это отчаянная попытка в последний раз плюнуть на ненавистные правила, которые никто не принимал, с которыми никто публично не согласится, но в тишине кабинетов именно по этим правилам идёт игра. Может, просто, как сказал один из персонажей этого фильма "не всегда можно предугадать поведение людей, временами они вдруг обретают обострённое чутьё на правду".
Пока, господа и дамы. Горячо рекомендую вам посмотреть фильм 1982 года, режиссёра Сидни Люмета "Вердикт". Посмотрите его, он снят в те времена, когда в кино ещё были герои, не супергерои с суперспособностями, а обычные, нормальные герои, пусть и слабые, и пьющие - но настоящие, не дутые. Мир они не спасали, но жизнь в этом мире - жизнь они поддерживали. Жаль, что эти герои умерли, мне их очень не хватает.