Найти в Дзене
Мама в спорте

Фильм, которым мне чаще всего угрожают – "Куколка"

Оглавление

Дзен-комментаторы частенько за мои статьи о гимнастике грозят мне страшными последствиями и предрекают моей дочери судьбу гимнастки Тани Серебряковой из советского фильма "Куколка".

Я считаю сценарий этого фильма не вполне правдоподобным, но сам фильм весьма познавательным, хочу поделиться с вами своими мыслями относительно "Куколки". Прошу не воспринимать сей опус, как рецензию, это всего лишь мои мысли, буду рада увидеть ваши мысли по этому поводу в комментариях.

Художественный фильм "Куколка" режиссёра Исаака Фридберга по сценарию Игоря Агеева (сценарий публиковался в 1987 году под названием "Неспортивная история") вышел в 1988 году, но многие и сейчас считают его истинным описанием закулисья большого спорта и его последствий.

Если кратко, то чемпионка мира по спортивной гимнастике Таня Серебрякова, получив травму, несовместимую с продолжением спортивной карьеры, вернулась домой в маленький городок. Пошла в обычную школу, но привыкнув к некоему привилегированному положению, не захотела быть как все. Она конфликтует со сверстниками и учительницей, хочет внимания определённого мальчика (Лёши Панова), но он объясняется в любви учительнице. Таня портит свой плеер (редкостную ценность того времени, круче, чем айфон по нынешним временам) и в происшествии хочет обвинить Лёшу, который уже привлекался и был взят на поруки учительницей. Таким образом Таня хочет отомстить двоим. Но обман раскрыт, и в порыве ярости Таня идёт тренироваться в спортзал, где получает травму, которая парализует её.

Пока смотрела скрины делала.
Пока смотрела скрины делала.

В начале фильма Таня рассказывает о себе. В гимнастику пришла в 6 лет. Из её группы через несколько лет осталось только 6 человек, но в сборную страны попала лишь она одна. Жизнь спортсменки состоит из сплошных спортивных сборов 5-6 раз в год по месяцу. Во время сборов учёбе уделяется лишь полтора часа в день, а тренировки занимают часов 7. До завтрака, после завтрака и перед ужином. Почитать можно успеть лишь перед сном, посетить музей раз в год. Объём питания зависит от веса, за которым нужно следить и не поправляться. Таня говорит, что всё это "нормально".

Это действительно нормально, но пугает многих современников.
Но дорогие мои, речь идёт о сборной страны, а не о рядовой ДЮШС. В обычной спортшколе дети не перегружены и жить обычной жизнью и полноценно учиться в общеобразовательной школе успевают.
И, положа руку на сердце, скажите, ваши дети ежедневно читают по несколько часов или хотя бы полчаса? А в музее, когда были, если не считать школьных экскурсий с классом?
Я детей водила в музеи прошлым летом, это был музей ремёсел и музей кружева, а потом я тяжело донашивала ребёнка, потом он был маленьким, и было не до музеев, а теперь вот пандемия, но мы вернёмся к культурному просвещению. Сын читает почти ежедневно, а дочь не каждую неделю, и не потому, что спортсменка, а потому, что не лежит у неё душа к этому делу, даже, если она бросит спорт – читать не станет, но она слушает аудиокниги, то есть познавательный процесс идёт.
А что касается питания, так большинству людей жрать меньше надо, честно. И если ребёнок с детства научится правильно питаться, может в зрелости не придётся худеть.

Тане 16 лет, и она говорит, что у неё нет времени на мысли о мальчиках.

Ну и правильно, нечего о них думать, не об этом ли мечтают многие родители? Но, как показывает практика, о противоположном поле не думает только тот, кто не хочет думать, а все остальные найдут и время и возможности, как бы не были заняты.

Таня готовится к коммерческим международным соревнованиям. Получает травму позвоночника, отказывается выступать, но тренер её заставляет, ради страны.

После соревнований состояние Тани усугубляется. Её обследуют и диагностируют некую травму, несовместимую с дальнейшей спортивной карьерой.

Но не требующую лечения, так бывает, да? Сейчас все оперируются и продолжают выступать, если хотят сами. Никто никого заставить не может. У гимнастов из сборной нет контрактов и многомиллионных неустоек за нарушение обязательств. А не сборникам и подавно ничего не помешает уйти из спорта в любой момент.

Врач говорит тренеру Тани: Это у тебя уже 4-й случай травмирования гимнасток, не боишься?

Тренер отвечает, что победителей не судят, ведь его спортсменки побеждают.

И дальше следуют очень важные слова, отражающие отечественную действительность. Странно, что они есть в советском фильме, хотя фильм уже времён перестройки, может поэтому и пропустили.

– А нельзя ли побеждать как-то по-другому? – вопрошает врач.

– Можно. Но нужна наука, которой нет. Нужны деньги. Нужна аппаратура. Нужны продукты, и не те, что есть в магазинах. – С горечью отвечает тренер. – Вот ты врач, когда выписываешь рецепт, ты выписываешь то, что надо, или что есть в аптеке?

Ответ врача тоже подходит под нашу действительность.

– Я вообще ничего не выписываю.

Он врач-рентгенолог, он только диагностирует проблему. У нас часто так, во многих сферах, проблему видим, но решит пусть кто-нибудь другой, а коллективной слаженной работы нет.

Тренер не сообщает Тане всей правды о её состоянии, но отправляет домой, высказывая надежду, что она может попробовать через годик вернуться.

Таня злится, упрекает тренера в том, что теперь она ему стала не нужна и на чемпионат поедет другая.

Но что в этом месте не нравится людям? Незаменимых нет. Нигде. Ни на фабрике, ни в офисе, ни в спорте ждать и кусать локти, оплакивая выбывшего, никто не будет и не должен. Жизнь идёт своим чередом. Это норма.
И скрывать состояние здоровья от спортсменов сейчас не принято, всем всё говорят. Иногда спортсмены хотят продолжить тренировки несмотря на риск и боль. А тренер Тани не так и плох, он бы мог её и дальше заставлять выступать с травмой, но он отправляет её домой.
Кстати, образ Тани, сыгранный Светланой Засыпкиной, напоминает мне печально известную гимнастку Елену Мухину с вечно грустным и усталым взглядом. Интересно, это случайность или так было задумано? При жизни в интервью Елена говорила, что тренер её эксплуатировал и не давал лечиться.

Далее начинается совсем малоправдоподобное повествовани, оно не подходит под современные реалии. Сейчас точно всё не так.

Таня приезжает домой и не знает с кем живёт мать и где работает, не знает никого из будущих одноклассников.

Ну допустим она жила в интернате для одарённых спортсменов и совсем, даже на каникулы не приезжала домой ни разу за 10 лет, что маловероятно. Но ведь как минимум начальную школу она должна была закончить дома? Об успехах своей соученицы, а она чемпионка мира, между прочим, наверняка знали бы одноклассники, соседи по дому, ведь родной город Тани предположительно маленький.

Но Таню никто не знает. Она приходит в школу, как чужая. Причём приходит как-то странно, не познакомившись предварительно с учительницей и не узнав, где находится её класс.

В фильме показан какой-то карикатурный ужасающий своим поведением класс, как для трудных подростков в исправительно-трудовом учреждении.

-3

Таню хотят прогнать с того места, куда она села, и в первый же день она бьёт одноклассника, завоевав таким образом авторитет.

Учительница подходит знакомиться с Таней и вкрадчивым голосом сообщает ей, что в школу в джинсах ходить нельзя.

У Тани взгляд свысока, она надменна и общается со всеми неохотно, но быстро прибирает к рукам хулиганов, признанных авторитетов класса, она берёт их силой, нахальством и авторитетом чемпиона.

– Ты, длинный, вся сила в рост ушла, кровь до мозгов не достаёт?! – вот так она общается с одноклассником.

Но спорт ли такой сделал Таню? У неё может диссидентство в крови, она продолжает ходить в джинсах и даже умудряется заручиться поддержкой завуча, сказав ей, что гимнастам необходимо каждый час выполнять акробатические элементы для поддержания здоровья, а в юбке это делать неудобно.
Таня спросила у классной руководительницы Елены Михайловны, почему нельзя ходить в брюках, та ответила, что не знает, и это злит Таню, она хочет ясности.

Таня стрижёт и окрашивает волосы однокласснику, то есть Таня не неумёха, многие ли могут в 16 лет сделать модную мужскую стрижку?

Федя Халява. Было – стало.
Федя Халява. Было – стало.

Таня, кстати, одна из немногих похожа на девятиклассницу, а не на тётку за 30, как показаны другие школьницы, курящие в туалете. Таня не курит, она заботится о своём здоровье.

-5

Учительница упрекает Таню, говорит штампами: что хочет, чтобы дети стали людьми.

Таня говорит, что учительница не считает её человеком.

– Я вам мешаю управлять стадом. Я не из стада <...>. Я "как все" никогда не была и не буду. – Говорит Таня и напоминает, что она уже очень много сделала для страны.

И вот скажите, так ли уж неправа Таня? А сколько подростков считают также и не хотят быть стадом? Только большинство из них бунтари на пустом месте, а Таня действительно многого достигла и заслуживает уважения.

– Вы хотели людей, но неужели непонятно, что в стаде людей не бывает?! – говорит Таня.

Возражения есть?

Одна из одноклассниц, дочка богатого папы, которая тоже имеет заграничные вещи, не любит Таню, говорит всем, что Таня уродка и выскочка.

На что Таня отвечает, что она достигла всего в жизни своим трудом, а не папиными деньгами, а красота – дело временное и угрожает вылить ей на лицо кислоту во время урока химии.

-6

Таня против списываний, она считает, что списать можно давать только откровенно тупым и неспособным и тем, кто сильнее и кому нельзя отказать, а остальные должны работать, а не пользоваться чужим трудом.

И, знаете, я согласна с ней, я сама, когда училась, терпеть не могла списывальщиков, я над уроками трудилась, а они прохлаждались, а потом пять на халяву получали, а тот, кто трудился мог и хуже оценку получить за "дублированный контент" говоря современными терминами. Я списывать давала только двоечникам.

В итоге все признают в Тане лидера. Все кроме Алексея Панова. И это раздражает Таню, ей даже кажется, что она влюбилась, но думаю, что это не так, просто он один не подчинился Тане, и ей хочется его сломить любым способом.

У Лёши Панова в недавнем прошлом запятнана репутация, он имеет, что называется "привод" – был пойман на краже, но учительница взяла "на поруки", теперь Лёше нельзя попадаться, иначе ему все прошлые грехи припомнят и срок дадут.

– Пора начинать перестройку, – заявляет Таня своим приятелям.

Модную стрижку, которую сделала Таня хулигану Феде по кличке "Халява", его отец сбрил. Над Халявой насмехается Лёша Панов, но Халява отмечает, что если б не Лена (классный руководитель Елена Михайловна), то Панов заимел бы такую причёску ещё раньше.

Подразумевается, что Панова посадили бы, а зеков бреют наголо.

Учительница приглашает весь класс к себе на день рождения.

Что за панибратство и отсутствие какой бы то ни было личной жизни? Елене Михайловне совсем некого позвать на день рождения? Ни подруг, ни родственников, ни коллег.

Таня объявляет, что у неё тоже день рождения и зовёт всех к себе, учительница просит, чтобы у Тани дети собрались пораньше, а потом все вместе пришли к ней.

Дни рождения детей учительница конечно не помнит и с их личными данными не знакомилась, несмотря на такую к ним любовь и участие в судьбах, поэтому не знает, что Таня врёт.

Таня угощает одноклассников и включает им фильмы, а в то время посмотреть ужастик мечтали годами, поэтому дети увлеклись и не пошли к учительнице.

В назначенное время Таня выключила видеомагнитофон и сказала, что пора идти к Елене Михайловне, но дети предпочли смотреть фильм.

Таня с Шуриком Пятиэтажным и Федей Халявой пошла к дому учительницы, чтобы якобы предупредить об опоздании.

Она этого не сделала, но ведь и дети не опоздали, они вовсе не пришли.

К учительнице пришёл только Лёша Панов, который отказался приходить к Тане, несмотря на то, что она его лично просила и сказала, что любит.

Учительница поражена тем, что никто больше не пришёл, она-то была уверена, что дети к ней хорошо относятся, но Панов ей говорит:

"Это вы к нам хорошо относитесь и переносите свои чувства на нас. Ошибка интеллигентного человека.

Ребятам всё равно, вы – это вы, а мы – это мы, и никакой дружбы между нами быть не может. Даже с родителями борьба существует."

Действительно, разве возможна дружба между учителем и учеником? Возможна, но позже, когда можно общаться на равных.

Далее Лёша признаётся учительнице в любви. Что происходит потом, можно лишь догадываться. Таня с приятелями пытались не пустить Панова к Елене Михайловне, вышла потасовка. После этого они наблюдали за окнами учительницы с улицы и увидели, что через некоторое время свет погас.

На следующий день учительница демонстрировала свои обиды, ну прям детский сад какой-то "или вы меня выбирайте или я уйду", голосование объявила, нравится она им или нет.

Но разве ж кто признается? Даже Таня проголосовала, что не возражает, чтобы Елена Михайловна оставалась классным руководителем.

На дереве у школы учительница и все дети видят двух голых кукол с приклеенными на лица фотографиями Панова и Елены Михайловны. Намёк более, чем прозрачный.

-7

Елена Михайловна не пытается выяснить, кто это сделал, она рассказывает классу историю своей любви к учителю, который вынес её чувство на суд общественности и возможно этим покалечил её дальнейшую жизнь. Учительнице 27 лет, полюбить она больше не смогла, в прошлом развод.

Елена Михайловна говорит очень правильные слова. Надеюсь хоть кто-нибудь из злобных Дзен-комментаторов их прочтёт и хоть что-нибудь переосмыслит.

Всё будет зависеть от вас, от ваших слов, взглядов, смешков. Будьте осторожны – поломать чужую судьбу очень легко. Но в жизни всё связано, если ты сегодня ломаешь чью-то судьбу, то завтра кто-то поломает твою, потому что ты сам дал жизнь этому закону, по которому можно ломать чужие судьбы.

Учительница считает, что можно допускать и прощать безрассудные поступки юности, потому что "в этом безрассудстве было счастье".

Таня понимает, что учительница права, но не в правилах юношеского максимализма признавать ошибки, она начинает слушать музыку через наушники плеера, чтобы отгородиться от слов учительницы.

Учительница забирает плеер и кладёт себе на стол, а сама идёт "на ковёр" к директору.

Директор отчитывает учительницу за пренебрежение к Тане, а Елена Михайловна в ответ жалуется на Таню. Но директор уверен, что Таня повышает престиж школы, к тому же она взяла шефство над хулиганами Пятиэтажным и Халявой, которые стали лучше учиться. Но учительница уверена, что в целом весь класс хуже учится из-за Тани.

Вернувшись в класс учительница обнаруживает разбитый Танин плеер.

Таня намекает, что виноват Панов и не нужно его всё время защищать. Панов дерётся с Халявой, отстаивая честь свою и учительницы, Халява сознаётся, что Таня сама разбила плеер.

Мораль: затеваешь пакость – бди, чтобы об этом никто не знал.

Таня, поняв, что обман раскрыт, пошла в школьный спортзал и, выпуская гнев и обиду, стала до изнеможения тренироваться и падать с бревна раз за разом, не жалея себя.

После очередного падения Таня встать не смогла.

Учительница пришла в зал, увидев неподвижное Танино тело, она решает, что та мертва, её пальцы тянутся к сонной артерии. Пульс есть, ресницы дрожат. Учительница берёт Таню на руки.

Разве не учили, что травмированным нужно обеспечить неподвижность, а не хватать?

– Отпусти меня, больно. – шепчет Таня.

Учительница плачет, капля повисает у неё на носу.

Скорая увозит Таню, а следом бежит Панов, мне кажется ему совестно за то, что он вывел её на чистую воду, или он, возможно, думает, что это всё из-за него произошло, из-за того, что он отверг Танину любовь.

-8

Писатель Михаил Андросов, заручившись поддержкой автора сценария "Куколки", в 2012 году написал продолжение истории про Таню Серебрякову – "Вольные упражнения".
Когда дочитаю, расскажу вам.
Мне кажется, что такой сильный человек, как Таня должен победить своё тело, и возможность поразмыслить над жизнью у неё появится.
  • Вот здесь про книгу "Вольные упражнения" Михаила Андросова:

Спасибо за комментарии и лайки)