После многолетней реставрации в Ленинку возвратился один из наиболее ценных документов фонда армянских рукописей — Четвероевангелие 1489 года (Васпуракан).
В течение долгих лет российские и армянские реставраторы проводили исследования и кропотливую работу, в результате которой красивейший памятник армянской письменности был полностью восстановлен.
Обретение сокровища: 20 век
Во второй половине 1940-х годов владелец принёс Четвероевангелие для оценки в отдел рукописей библиотеки, и только в 1950 году рукопись была «заприходована». На первый взгляд, она представляла собой благополучно сохранившийся бумажный блок, хотя и без переплета: от оригинального переплета сохранилась только одна картонная крышка, склеенная из листов бумаги с древнееврейским и арамейским текстами. В начале рукописи был цикл миниатюр с многочисленными орнаментами, количество которых, как и точное число листов рукописи, определить было невозможно из-за крайне разрушенного состояния.
Реставрация: 21 век
Четвероевангелие начали реставрировать только в начале 21 века. Реставраторы обнаружили, что рукопись написана на плотной бумаге желтоватого цвета, которую принято называть восточной (бомбицине), чёрными чернилами прекрасного качества.
Примерно одна треть рукописи находилась в предельно разрушенном состоянии. Книжный блок оказался сцементированным, то есть, бумажные листы были загрязнены и плотно склеены между собой. Биологи выяснили, что бумагу склеил превратившийся в твёрдую массу навоз. Многие листы из разрушенного блока были порваны — из-за того, что рукопись хранилась в условиях повышенной влажности и, как следствие, заплесневела.
Качество 600-летних чернил и красок было очень хорошим: они выдержали промывку листов. Всего в рукописи оказалось 290 листов и 20 миниатюр, сделанных, как установили исследователи, мастером по имени Мкртыч. Интересным оказался переплёт Четвероевангелия: в прошлом для него склеили 26 листов другой рукописи с древнееврейскими текстами — фрагментами Торы, молитвами, отрывками из Пасхальной Агады. Реставраторы приняли решение сделать для рукописи новую переплётную крышку, обтянутую кожей.
Больше иллюстраций и подробностей о реставрации — на сайте Ленинки.