...Если бы не одно "но"...) Хотя, как водится, обо всем по порядку.
По заведенному автором и его произволом правилу сложные и серьезные статьи (здесь и на "Дневнике ролевика") периодически перемежаются материалом попроще. Так и мне легче, дабы не свихнуться окончательно, и вам, надеюсь, интереснее)
Сегодня, пока готовится очередная (и довольно сложная) статья про полевую подготовку войск Петра Первого - вот вам, дабы не заскучать, небольшой материал при сражение, которое в истории получило название "Битва селедок". Хотя воевала там, конечно, вовсе не несчастная рыба, просто именно ей досталось по итогу трижды: сначала поймали, потом закоптили, а потом и вовсе подвергли артиллерийскому обстрелу...))
Февраль. 1429 год. Англичане из занятого ими Парижа высылают в свои войска, осаждающие Орлеан, продовольственный обоз - 300 телег, груженных в основном бочками с копченой и соленой сельдью. На дворе Великий Пост, скоромного нельзя, а на одной ячменной каше армия много не навоюет. Хоть немного, да белка надо.
Командует "селедочным обозом" сэр Джон Фастольф. Под началом у него около тысячи английских лучников (причем конных!) и примерно столько же набранных в Париже ополченцев. А что, вы думали, французы на стороне оккупантов не воевали? Вот еще...))
Под деревушкой Руврэ отряд Фастольфа блокируют примерно вдвое превосходящие силы Карла Бурбона, графа де Клермона - частично французские, а частично шотландские. Основные силы де Клермона - латная французская конница, артиллерия (практически это первая полевая артиллерия в мире) поддерживаемая легкими пехотинцами - шотландцами. Таким образом, у Руврэ собирается сущий интернационал...)
Ход битвы
Англичане смыкают повозки в кольцо и образуют из них нечто вроде импровизированного вагенбурга или гуляй-города. В промежутках между повозками втыкают колья, позади которых встают знаменитые английские лучники. Образуется непреодолимая преграда для конницы, сколько бы ее у врага не было...
Де Клермон, не будь дурак, начинает обстрел вагенбурга из пушек. Ядра дырявят импровизированные стены из бочек, копченая сельдь кусками разлетается по округе, расточая непередаваемый аромат. Судьба англичан поначалу видится незавидной: дальность боя пушек уже тогда превышала дальность выстрела из доброго тисового лука, а выйти и схватиться с французами в открытом бою они не могут: лучники, хоть и конные, все ж не полноценная кавалерия, а скорее лишь ездящая пехота. В прямом столкновении - рыцари раскатают в тонкий блин...
Дело испортил командир шотландской легкой пехоты Джон Стюарт. Наплевав на прямой запрет командующего, он бросил своих шотландцев в лобовую атаку на один из входов в вагенбург. Вслед за ними устремились некоторые несознательные французские рыцари.
Шотландцев англичане попросту расстреляли. Французская конница с налету насадилась на колья, преодолеть их не смогла и тоже пала под стрелами. После чего французы впали в замешательство, а англичане, пользуясь моментом, перешли в контратаку. Французское воинство обратилось в бегство.
Погибли почти все шотландцы (около 500 человек) и 100-120 французских рыцарей. Потери англичан точно не известны, по заверениям их самих - мизерные: около 10 воинов. Защитники Орлеана совсем пали духом и почти собрались было сдаться, хотя через какое-то время опомнились.
Битва под Руврэ могла бы войти в историю как первое сражение, выигранное артиллерией - долгого обстрела из пушек вагенбург бы никак не выдержал.
Но не вошла. Помешал, как водится, пресловутый "человеческий фактор"...)