Найти тему
МОСГОРТУР. Музеи

Любимые экспонаты хранителя Дома-музея Цветаевой. Часть 2

Оглавление

Главный хранитель Дома-музея Марины Цветаевой Василий Греков выбрал предметы, с которыми связаны истории из жизни поэтессы, ее близких и друзей.

Главный хранитель — человек, который знает все о каждом предмете в коллекции музея. Ему известно, откуда пришла в музей вещь, какую ценность она собой представляет, какие с ней связаны истории. Конечно, у каждого хранителя есть свои фавориты. О своих любимых экспонатах рассказывает Василий Греков, главный хранитель Дома-музея Марины Цветаевой.

Первую часть текста можно прочитать здесь

Настольный секретер Фаины Раневской

Предмет необычный, как и его хозяйка. С жизнью театральной и творческой Москвы юную Раневскую, приехавшую в первопрестольную из Таганрога, знакомила Екатерина Васильевна Гельцер, прима-балерина Большого театра.

«В одном обществе, куда Гельцер взяла меня с собой, мне выпало счастье — я познакомилась с Мариной Цветаевой…» — позже вспоминала Фаина Георгиевна.

Встреча эта состоялась в 1915 году.

Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой
Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой

Пейзажи кисти Максимилиана Волошина

Цветаева встретилась с Максимилианом Волошиным в московском издательстве в декабре 1910 года, и уже на следующий день поэт посвятил ей стихотворение. В мае 1911-го именно в Коктебеле у Волошина Цветаева познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Эфроном.

Максимилиан Волошин был не только поэтом, но и художником: он написал множество пейзажей Крыма, Испании и Франции. Некоторые крымские работы хранятся сейчас в московском Доме-музее Марины Цветаевой.

Акварели Максимилиана Волошина. Середина 1920-х годов. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой
Акварели Максимилиана Волошина. Середина 1920-х годов. Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой

Крым Серебряного века. Морская гладь с солнечной дорожкой в центре. На заднем плане очертания гор, солнце. Слева на переднем плане ветка дерева, в правом нижнем углу камни. В серо-голубых тонах. Посмотришь на эту стену, и сразу в отпуск хочется.

Коралловые бусы

Эти бусы принадлежали Марине Цветаевой. Она подарила их сотруднице редакции переводной литературы Гослитиздата Зинаиде Петровне Кульмановой, с которой познакомилась в 1940 году.

«За год нашего знакомства, вплоть до отъезда Цветаевой из Москвы, Марина Ивановна несколько раз приходила к нам в редакцию. <...> На прощанье Марина Ивановна подарила мне коралловые бусы...» — писала Кульманова в воспоминаниях о Цветаевой.

Позже сестра Зинаиды Петровны передала украшение в музей. Этот предмет всегда вызывает живой отклик у посетителей.

Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой
Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой

Паровозик Мура

Этот маленький черно-золотой паровозик принадлежал Георгию Эфрону, или Муру, как его звали дома, сыну Марины Цветаевой. Игрушка из разряда нетленной классики: дети всегда любили и вряд ли когда-нибудь разлюбят играть в железную дорогу. Судьба Мура, как и всех членов этой семьи, сложилась трагически: ему было 16 лет, когда погибла мать и расстреляли отца, а сестра находилась в заключении. Шла война. В 1944 году он был призван в армию. Он мечтал о литературном поприще, о будущем, но этим мечтам не было суждено сбыться: Георгий Эфрон погиб в своем первом бою. Ему было 19 лет.

Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой
Фото предоставлено Домом-музеем Марины Цветаевой

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Mos.ru.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!