Всем привет!
Сегодня поговорим о том, каким причудливым образом операционные системы linux пробрались в игровые приставки и как они себя чувствуют в роли "ядра системы развлечений".
Сразу оговорюсь, в этой статье не будет ни консолей на Android, ни сборок на базе Raspberry Pi, ни Steam Machines. Хотя бы потому, что это - общеизвестные факты. Впрочем, если читатели пожелают - могу написать и об этом. Дайте знать в комментариях.
Мне же интересно рассказать о вещах уже не столь известных.
Поехали.
Семейство портативных игровых систем от GamePark Holdings.
Первыми организованно работать с linux в качестве основы для игровой системы стали ребята из Южной Кореи. Их аудиторией были любители ретро-игрушек и эмуляторов, а так же гики и сторонники "открытых" устройств. Первую свою портативную приставку GP32 (GamePark 32) компания выпустила в 2001 году, на закрытой прошивке и позиционировала ее, как конкурента Nintendo Gameboy Advance и портативным музыкальным плеерам. Однако, из-за проблем с лицензированием закрытого в то время формата MP3, компания при разработке наследника своей системы меняет приоритеты.
В 2005 вышла следующая приставка GP2X, которая уже базировалась на открытых технологиях и ядре linux. Консоль позиционировали, как конкурента Nokia N-Gage на Simbian, Tapwave Zodiac на Palm OS и все тому же GBA, век которого подходил к концу. GP2X быстро стала чуть ли не культовой среди эмуляторщиков и гик-тусовки по всему миру. В более поздние ревизии даже добавили тачскрин со стилусом, что помогало энтузиастам пилить различные интересные программы для приставки.
В 2009 компания представила следующую консоль GP2X Wiz, которая, фактически, была просто многократно усиленной верией оригинальной GP2X.
Наконец, в 2010 году на рынок вышла последняя консоль семейства GP2X Caaanoo. Основные принципы построения консоли не менялись с GP32 - открытая начинка, открытая прошивка, максимально удобный для пользователей инструментарий для создания программ и модификаций.
Но эпоха linux-based игровых девайсов только начиналась.
Dingoo A320
В Китае, тем временем, назревала настоящая революция в сегменте нишевых устройств для гиков. В 2009 на рынок Поднебесной вышла легендарная "Динга". Миниатюрная консоль, явно подражавшая GameBoy Micro, могла воспроизводить свои собственные игры, порты стареньких шутеров, медиафайлы и эмуляторы. Меню внешне походило на аналогичное в Playstation Portable, а батарейки из-за маленького 2,8 дюймового экранчика хватало надолго. Когда к 2010му году девайс выбрался из Поднебесной - его моментально начали раскупать по всему миру. Одному из хакеров удалось создать кастомную прошивку на базе ядра linux, полностью совместимую с устройством. Проект получил название "Dingux" и стал не менее культовым, чем сама приставка. Поскольку популярность Динги сильно опережала таковую у GP2X и ее наследников - софта для Dingux напилили какое-то совершенно неимоверное количество. Фанатами был сделан даже рабочий порт эмулятора Playstation One. И это на MIPS процессоре с тактовой частотой 360MHz и 32 мегабайтах оперативной памяти. Приставка переживет много ревизий разной степени корявости и благополучно окончит свой земной путь в 2012 году. Наследники, главным образом openDingux и общих принципов построения платформы успешно выходят в Китае по сей день.
В Россию одну китайскую консоль на Dingux завозила фирма Ritmix под названием Ritmix RZX-50. У меня была такая и это очень интересная эму-консоль, хотя и ужасного качества.
Помимо различных китайских клонов, успешную краудфайндинговую кампанию прошла консоль GCW Zero на всё том же openDingux, идейном наследнике того самого Dingux.
Семейство портативных консолей-ноутбуков Pandora
Сообщество поклонников GP2X между тем скооперировалось в 2010 году для выпуска субноутбука на базе программных наработок GamePark и сообщества. Первое устройство получило имя Pandora, а компания, выпустившая приставку - OpenPandora GmbH. Устройство оснащалось физической QWERTY-клавиатурой, складным корпусом и собственной сборкой Angstom linux для игр.
Ее наследник, DragonBox Pyra вообще переедет на Debian и по мощности уже будет примерно равен планшетам, выходившим в тот же 2016, когда Pyra вышла на рынок.
Прямо сейчас на рынке присутствует огромное множество китайских консолей различных форм-факторов и мощностей на базе OpenDingux, самой известной и толковой из них считается ANBERNIC RG350, которая спокойно эмулирует весьма увесистые игрушки от PS1 и различных аркадных игровых автоматов.
Завершить статью я бы хотел кратким упоминанием самого интересного проекта, который, однако, еще не вышел на рынок.
Нынешняя компания Atari не имеет вообще ничего общего с компанией, выпускавшей популярные видеоигровые пиставки и потребителькие компьютеры в начале 80х. Однако, на волне успехов переизданий NES, Super Nintendo и Sega Mega Drive решила выпустить обновленный вариант своего самого известного компьютера Atari 2600, в США называвшегося Atari VCS.
Интересно тут не только то, что приставка-компьютер будет работать на базе модифицированной Ubuntu, а игры от Atari2600 будут эмулироваться программно, а то, что внутри устройства будет установлен кастомный чип AMD Ryzen с графикой Radeon Vega 3. Т.е фактически Atari VCS это обычный домашний ПК в очень тонком и элегантном корпусе. ПК, построенный для игр на платформе, поддерживающей Steam.
Нынешние владельцы бренда Atari особого доверия не вызывают, да и проект подзадержался уже, но если выйдет - очень интересно было бы посмотреть, то из этой VCS получится.
Если знаете еще какие-то консоли на linux - напишите в комментариях.
Понравилась заметка?
Поставь лайк, чтобы видеть больше подобного контента, в том числе от меня.
Подпишись на канал, чтобы ничего не пропустить!