Найти в Дзене
АвтоДвиж

В каких странах покупали советские велосипеды для взрослых

Друзья, это последний (четвертый) пост, рассказывающий об ассортименте советской мото- и велотехники 1960-х годов и о странах, в которую эту технику экспортировали. Эти данные об экспорте, к слову, публикуются сейчас мной в открытой печати впервые. Данная часть полностью посвящена подростковым и взрослым велосипедам. Начало данного цикла публикаций смотрите по ссылкам:
-
часть 1 - советские мопеды и мотороллеры,
-
часть 2 - советские мотоциклы,
-
часть 3 - советские детские велосипеды.

"Ласточка" и "Орленок"
"Ласточка" и "Орленок"

В прошлой части мы остановились на велосипедах "Школьник" Горьковского автозавода, а теперь продолжим рассказом о двух унифицированных подростковых велосипедах моделей В-72 и В-82, больше известных под собственными именами "Орленок" и "Ласточка". В шестидесятые годы их выпуском занимался Шяуляйский велосипедно-моторный завод. Различались они, уже традиционно для советских велосипедов, конструкцией рамы (с высокой перекладиной для мальчиков и низкой для девочек). А от "Школьника" они отличались немного иными пропорциями, более надежной втулкой, более симпатичными задними катафотами и наличием в комплектации фары и багажника (у "Орленка"). На экспорт до 1970 года включительно было отправлено 337306 велосипедов В-72 и В-82. Вот их крупнейшие покупатели: Куба – 52107, Вьетнам – 30497, Чехословакия – 25006, Венгрия – 15214, Югославия – 1925. В другие страны было поставлено менее тысячи штук, но их список еще очень и очень длинен, поэтому приведу лишь некоторые данные, показавшиеся более интересными: Греция – 862, Турция – 826, Ирак – 500, Исландия – 350, Ливия – 200, Ливан – 145, Нигерия – 76, Эфиопия – 74, Афганистан – 55, Индонезия – 50, Кампучия – 22, Сомали, Иордания и Иран – по 20, Канада и Швеция – по 10, Нидерланды – 8, Алжир – 6. А вот в Бразилию, Великобританию, Йемен, Мексику, Замбию, Уругвай и Гвинею отправили всего по одному "Орленку" и одной "Ласточке" (видимо, на некие выставки-ярмарки).

В-120 "Украина"
В-120 "Украина"

Все взрослые дорожные велосипеды того времени в СССР, равно как и подростковые "Орленок" с "Ласточкой", имели немецкие корни. В частности, после войны Харьковский велосипедный завод начал выпускать мужскую модель В-110 "Прогресс". Ее, в свою очередь, в 1960-х сменила модернизированная модель В-120 "Украина" с удлиненной рамой. А вместе с В-120 с 1968 года производилась еще и улучшенная модель В-130 (с передним багажником, новыми педалями и т.д.). В те же годы на ХВЗ делали еще и крутейшие дорожные спортивные велосипеды моделей В-552 "Харьков" и В-553 "Старт-шоссе" для шоссейных гонок.

Велосипеды 10В (мужской, слева) и 21В
Велосипеды 10В (мужской, слева) и 21В

Взяв за основу послевоенный В-110 "Прогресс", собственную линейку велотехники освоил Велосипедный завод имени Фрунзе из Пензы. В конце 1960-х там выпускали мужскую модель дорожного велосипеда 10В и унифицированную с ним женскую модель 21В. Впоследствии после модернизации пензенские велики стали известны под именем "Сура".

В-127 "Мир"
В-127 "Мир"

Дорожные мужские велосипеды Минского мотоциклетно-велосипедного завода назывались В-127 "Мир" и В-128 "Дружба" (усиленная модель). Отличия от моделей ХВЗ и ПВЗ - в нюансах, непосвященному же человеку все эти велики легко принять за изделие одного и того же завода.

А теперь переходим к самому интересному - экспортным поставкам. Спортивные модели в сведении об экспорте за 1960-е годы отсутствуют, а учет остальных моделей велся, исходя из деления на две простые группы: мужские и женские велосипеды. Так вот, женских великов модели 21В отгрузили за рубеж 209261 штуку. Без малого три четверти от этого количества забрала Венгрия (147057). Еще чуть более двадцати процентов – Чехословакия (45352), около восьми процентов – Болгария (16202). Остальные поставки носили незначительный характер. Можно упомянуть отгрузку 263 велосипедов в Италию, 175 в Индонезию, 125 на Кубу, 45 в Грецию, 30 в Того. Разовые поставки к выставкам – отправка 3 великов в Афганистан, 2 великов в Судан и по 1 велику в Сирию и Польшу.

В-553 "Старт-шоссе"
В-553 "Старт-шоссе"

Мужских велосипедов экспортировали втрое больше женских: в экспортных отчетах значится 678881 экземпляр моделей В-120, В-127 и В-128. Топ-10 их покупателей такой: Польша – 245775, Куба – 165188, Венгрия – 138263, Чехословакия – 42024, Румыния – 36007, Вьетнам – 25445, Болгария – 11212, Сирия – 4660, Иран – 3095, Турция – 2195. Остальные страны укажу выборочно: Греция – 840, Индонезия – 702, Танзания – 620, Уругвай – 605, Нигерия – 570, Египет – 500, Эфиопия – 413, Сьерра-Леоне – 100, Катар – 80, Исландия – 55, Алжир – 27, Швеция – 20, Кувейт и Сомали – по 10, Колумбия – 9, Великобритания – 6, Кампучия и Мали – по 4, Гвинея – 2, Сенегал, Канада и Бельгия – по 1.