Найти в Дзене
PRESQUEVU

Детская книга, доставляющая эстетическое удовольствие

Вряд ли вы знакомы с Никой Свестен. Если вы любите Макса Фрая и хоть немного — А. Грина, то настала пора расширить список хороших писателей. Книга нашей пока что незнакомки «Огни Студёного моря» подходит читателям от 10 лет, но для взрослых, готовых испытать эстетическое удовольствие, она тоже подходит.

 Ника Свестен, автор книги
Ника Свестен, автор книги

Как правило, море как таковое представляется воображению в союзе с солнечным побережьем, лёгким бризом, и всё это в рамках туристического отпускного лета. Море от Ники Свестен холодное, Студёное, Белое. Оно не для туристов, купаний и лета. Оно для исследователей, для любителей глубокой неявной красоты. У такого моря стоит маяк и сияет своими спасительными огнями, именно такое море с таким маяком спасло девятиклассника Саньку, приехавшего к бабушке.

Перемены, произошедшие как во внутренней жизни мальчика, так и во внешней, иначе как спасением, назвать трудно. Пристанище в доме-маяке бабули Тиль — это настоящее спасение от того пути обмана и ложной дружбы, низких чувств и ненастоящих эмоций, который, вероятно, грозил мальчику в Москве. По крайней мере, если мальчика ждал не категорически плохой путь, то на более светлый и деятельный он встал бы не так быстро, если бы не его новые друзья и бабушка, которые живут у Белого моря

Повествование ведёте от первого лица, причём, в виде дневника, что даёт читателю возможность увидеть каждое движение мысли и духа главного героя, проследить его развитие, которое именно в период «изгнания» — я бы даже сказала «ссылки» — идёт гигантскими скачками. Этот приём особо удачен не только потому, что взрослый повествователь и его замыленный взгляд не играют решающей роли, а ещё и потому, что весь этот детский открытый и впечатлительный мир выражает себя невитиеватым, ярким, пропитанным игрой словом. Тиль (его бабуля) идеально вписывается в этот остроумный и тонкий языковой мир, она чутка к детям и чудаковата по отношению к миру взрослых. Эта игра может положительно повлиять на юного читателя.

Языковое влияние книг — одно из самых важных воздействий, на которые способна книга. Особенно в этом плане важна книга для детей, таких неуловимо-что-и-как-воспринимающих, для них всех.

Языковой портрет бабули Тиль очень яркий. Её речь богата простыми и лаконичными сентенциями («Кто способен войти без стука, тот и без ключа войти может»), любит языковые игры («У нас здесь даже ночи белые, а внук у меня тёмный. Будем это исправлять»), в ней сквозит остроумие («Как-то спросил у Тиль, с чего это она свой дом флигелем называет. Он же ни к чему не пристроен, отдельно стоит. А она удивилась: “Как же ни к чему? Он к морю пристроен, Санька”» ; «Очки мне нужны, только если писатель мелкий»; «Ты чего, бабуль! Тебя же ветром унесёт!» – «Не унесёт, у меня характер тяжёлый»), по-доброму иронична («Сан Саныч, вы прирождённый абстракционист!» – замечает она, когда внук вырезает уродливой формы печенье; «Знаешь, Сашка, эти пряники могут хранится годами, и раз уж ты всё равно сидишь дома, будет тебе компания»).

Что касается языка героя-рассказчика, он, конечно не так остроумен и более прост, но ум ребёнка не косный и тоже способен на шутки, смех над собой, анализ произошедшего. Санька на радость сообразительный и добрый малый, хоть и кажется на фоне сверстников менее талантливым и не таким эрудированным.

Приморские ребята. Именно эти ребята открыли для Саньки новые грани мира и самого себя, научили его дружбе. Они талантливы, добры, просты и действительно хорошо прописаны не только для книги такого сорта, но и вообще.

Сначала стоит сказать о Любе. Это именно она открыла Саше дверь в мир поморских приключений. Несмотря на то, что сначала Саша столкнулся с Семёном и другими мальчиками, именно Люба ввела мальчика в группу деятельно, эмоционально. Благодаря ей всё чужое стало своим: и природа, и люди. С ней и с бабулей Тиль он прозрел:

Море такое синее, будто из книжки про тропические острова вылилось. По воде зайцы солнечные прыгают и воду с хвостов стряхивают. Я на берег спустился и вдруг как побегу, аж ветер в ушах засвистел. Ноги сами понесли. Ну как с таким морем на месте можно стоять или идти вразвалочку? Волны накатывают, на песке куски пены дрожат, чайки что-то орут, — может, надо мной смеются. И я давай орать во все горло: «Ааааа!!! Моооорееее! Это яяяя!!! Сааанькааа!!!»
(Из "Огней Студёного моря ")

Этот эпизод демонстрирует нетипичное для героя поведение, что говорит нам о его приятии того, что он видит, о том, что он готов открыться этому островному миру.

Что же всё-таки Люба? Люба – ученица бабули Тиль, с белыми волосами и бровями, с такой редкой гетерохромией: один глаз голубой, другой — зелёный. Она по-настоящему любит природу, а особенно животных. Знает каждый кустик и каждую букашку (что-то даже на латыни), хочет стать учёным, денно и нощно заботится о своей любимой белухе по кличке Бус. Люба невольно заражает мальчика своим мировоззрением, как только он привязывается к ней. Заражает настолько, что в конце повести в его голове сама собой воцаряется установка на спасение мира животных от живодёрства.

Другие ребята такие же яркие: кто-то рисует так талантливо и затейливо, что разрисовывает стены библиотек (причём, эти мифологические рисунки здорово передают удивительный северный приморский колорит), кто-то – хороший юный ветеринар, другой построил свою домашнюю обсерваторию. Все они нехвастливы, умны, талантливы, а объединяет их глубокая любовь к своему родному краю и его обитателям, способность любить и поддерживать товарищей.

У книги увлекательная фабула, есть элементы детектива: ребята пытаются выяснить, каким грязным делом занимаются чужаки Поморниковы. Это дело объединяет поколения, у которых, как оказывается, единый миротворческий порыв. Сашка мирится с отцом, с которым он поссорился при отъезде (в отличие от Любы, у которой отношения с отцом остаются напряжёнными), ещё ближе сходится со своей бабушкой.

Испытания дружбы и почти взрослые приключения внушают Саше отвращение ко лжи. Ему становится знакомым чувство ответственности за другого человека, а вместе с этим и – перед природой.

Таким образом, в этой книге замечательно всё: и язык, и образность, и герои с их мотивировками, и сюжет, и логика произведения как такового. Всё это ново и ненавязчиво актуально.

Ну вот, теперь вы немного знакомы с Никой Свестен! Прочитать её произведение можно тут: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-desyatogo-sezona/ogni-studyonogo-morya-nika-svesten.

Смотритель маяка учится играть на укулеле, а чайка нашла губную гармошку и выдувает нескладную «ля».
Смотритель маяка сажает сосны в дюнах, хранит звезду в стеклянной банке и вяжет шарфы для простуженных китов.
Ночами он сигналит кораблям зажженной лампой и корабли гудят  ему в ответ.
В холодные дни он готовит какао для тех, кто выходит к нему из сырого тумана. Эти «кто-то» вздыхают, ворчат о штормах, смеются, грустят, чихают в солёный рукав, а потом начинают тихонько светиться…
Стать маяком или чудны́м смотрителем, что зажигает лампу — совсем несложно.
И если кто-то скажет вам, что мир — это мрак, а мечты — это блажь, просто начните тихонько светиться.
Ведь нет света ярче, чем огонь неравнодушного сердца.
(Из обращения Ники Свестен)

Если вы уже читали эту книгу, прочли после этой статьи или собираетесь прочитать, оставляйте комментарии :)