Найти тему
DEMOLOGIA

"О, привет тебе, зверь мой любимый!" Волчья тема в поэзии. Есенин, Цветаева, Солоухин, Высоцкий...

Оглавление

Фото из открытого к доступу источника
Фото из открытого к доступу источника

"НЕ НА РАВНЫХ ИГРАЮТ С ВОЛКАМИ..."
В. Высоцкий

Волки – частые гости и герои  стихов многих известных поэтов.. Образы волков часто используются  ими для выражения смелости, скорости, красоты этих животных. 
В то же время в обществе и в быту недостаток информации и правдивых представлений о волках всегда с избытком сопровождается  переносом отрицательных человеческих качеств и отношений на нелюбимое многими живое существо. Авторы на стороне волков? Да, несомненно.
Но ведь считается, что «волк – хищник», «волк – враг человека»? Нам что - надо ненавидеть волков? Можно ли их любить? Но не всё так просто.

ДА И ПРО ВОЛКОВ ЛИ ЭТИ СТИХИ?

Чать первая. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.

О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

Визитной карточкой Есенина всегда было принято считать «Песнь о собаке». Современники назвали его «Певец собачьей старости». Однако есть другой образ - волк- незримый спутник его поэзии. Волк как символ двух начал, тьмы и света, зла и добра.Волк- один из сквозных образов у Есенина. Двойственность этой «волчьей метки» очень важна для понимания сущности творчества Сергея Есенина– человека со сложным характером и трагической судьбой.

Есенин не был ни расстрелян, ни репрессирован, но почему-то его дебоши, его пьяные драки интересуют не милиционера, не дворника, а ВЧК!.. Они все время окружают его, они постоянно провоцируют его. Идет охота! "Так охотники травят волка, зажимая в тиски облав... " В этом, Сергей Александрович, ваша волчья метка!

МИР ТАИНСТВЕННЫЙ, МИР МОЙ ДРЕВНИЙ... (Волчья гибель)

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть...
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.
Пусть для сердца тягучее колко,
Это песня звериных прав!..
...Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.
Зверь припал... и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки...
Вдруг прыжок... и двуного недруга
Раздирают на части клыки.
О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты, я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.
Как и ты, я всегда наготове,
И хоть слышу победный рожок,
Но отпробует вражеской крови
Мой последний, смертельный прыжок.
И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу...
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.)

Под заглавием "Волчья гибель" стихотворение это было несколько раз опубликовано, но в беловом автографе Есенин вычеркнул название, теперь оно озаглавлено первой строкой: "Мир таинственный, мир мой древний…" Написано незадолго до гибели.

Источник видео: ВКонтакте

Часть вторая. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ.

Прошла пора вступлений и прелюдий.
Все хорошо, не вру, без дураков.
Меня к себе зовут большие люди,
Чтоб я им пел "Охоту на волков"

Видео: французский телеканал TF-1, 1977; Лентелефильм, 1980; кадры из т/ф "На волка", 2007.

Волки – частые гости и герои  стихов и песен Высоцкого. . Автор на стороне волков? Да, несомненно... Песня-то исполняется этим самым попавшим в засаду волком! Тогда, в 1968 году, «Охота на волков» была песней-предупреждением зрителям, обществу, народу об опасности, таящейся внутри нас самих, подобно «Троянскому Коню».

Анатолий Борисович Утевский, друг Владимира Высоцкого в юношеские (1950-е) годы, в книге «Возвращение на Большой Каретный» (стр. 199) пишет: «...Шли годы. И уже дети нового генсека, Леонида Ильича Брежнева, «устроили Володе «свидание с отцом», чтобы Высоцкий лично генсеку спел «Охоту на волков». И он спел. И генсек правильно понял. И в 1972 году Высоцкий сам рассказал об этом в песне»:

"И об стакан бутылкою звеня,
Которую извлёк из книжной полки,
Он выпалил: «Да это ж – про меня!
Про нас про всех – какие, к  чёрту, волки!»

Настоящие поэты никогда не боятся за себя. Разве Высоцкий, создавая в 1968-м году свою "Охоту на волков", за себя боялся? Нет! Его еще пока не травили. В это время травили Солженицына, дотравили Пастернака, в это время гоняли по райкомам Любимова, в это время выгоняли из театра Эфроса... Он о них кричал, не о себе!

«Охота на волков» остаётся такой же «Песней-Предупреждением» и в наши дни. Разве не появились другие «загонщики», «большие люди»? Разве исчезла опасность «превращения» людей в волков (и наоборот), опасность подавления богатыми бедных, раскола в обществе и массовых облав и охот?.. Смогут ли волки преодолеть не только препятствия во внешнем мире, но и преодолеть флажки «внутри себя» - у себя в душе»?!


Часть третья. ВЛАДИМИР СОЛОУХИН

Источник фото: Солоухин@logos_ege.
Источник фото: Солоухин@logos_ege.


"Лев и тигр сильнее волка, но волк никогда
не выступает в цирке." Неизвестный автор

Что же заставило уверенно заявившего о себе автора написать в своем юбилейном году, в 40 лет, столь острое, с несомненным политическим подтекстом стихотворение?

В СССР власть всегда рассматривала творческую интеллигенцию как орудие идеологического воспитания советского народа, и в этом был заложен неизбежный конфликт. Естественно, официальная власть должна была заигрывать с художниками: высокие гонорары, премии, общественная популярность для тех, кто лоялен власти. Эти рычаги широко использовались. Это вызывало одобрение творческой интеллигенции постарше, желавшей сохранить свое творчество жертвуя собственными либеральными взглядами.

Вот по таким деятелям литературы и был выпущен залп Солоухина стихотворением "Волки"! После отставки Н.С. Хрущева в 1964 году наступал новый период в культурной жизни страны, наступало время расцвета шестидесятников.

Волки

Мы — волки,
И нас
По сравненью с собаками
Мало.
Под грохот двустволки
Год от году нас
Убывало.

Мы, как на расстреле,
На землю ложились без стона.
Но мы уцелели,
Хотя и живем вне закона.

Мы — волки, нас мало,
Нас можно сказать — единицы.
Мы те же собаки,
Но мы не хотели смириться.

Вам блюдо похлебки,
Нам проголодь в поле морозном,
Звериные тропки,
Сугробы в молчании звездном.

Вас в избы пускают
В январские лютые стужи,
А нас окружают
Флажки роковые все туже.

Вы смотрите в щелки,
Мы рыщем в лесу на свободе.
Вы, в сущности,— волки,
Но вы изменили породе.

Вы серыми были,
Вы смелыми были вначале.
Но вас прикормили,
И вы в сторожей измельчали.

И льстить и служить
Вы за хлебную корочку рады,
Но цепь и ошейник
Достойная ваша награда.

Дрожите в подклети,
Когда на охоту мы выйдем.
Всех больше на свете
Мы, волки, собак ненавидим.

1964г. 

Вид и образ натянутых на верёвках красных флажков над землёй, так пугающих волков, был очень актуален в год написания стихотворения и символизировал как воздействие власти на народ, так и бездействие, безволие многих подавленных людей. Людей, которые были не способны перейти установленные помимо их желания и воли преграды – в душах, в головах и в жизни...

Явственно звучит мотив тревоги за своих сородичей, соплеменников – им не суждено было в те годы вырваться из рук озверевших «стрелков» и уйти от погони. Собственное спасение кажется не таким важным, как спасение всей стаи. Он ощущает своё бессилие и невозможность спасти всех «своих». Может быть стать «неволками»? Превратиться в «псов», «собак»? Нет, это не выход!

Часть четвертая. МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Фото из открытого к доступу источника
Фото из открытого к доступу источника

Почему же образ волка играет столь важную роль и занимает особое место в поэзии Марины Цветаевой ? Кроме того образ Волка несёт и большую смысловую нагрузку и в поэзии Цветаевой он далеко не случаен, а тесно переплетаются с её жизнью. Образ Волка для Цветаевой – это состояние души человека через связь с народными корнями, это тайна, которую она сумела разгадать и передать в своих стихах.

Волк


Было дружбой, стало службой,
Бог с тобою, брат мой волк!
Подыхает наша дружба:
Я тебе не дар, а долг!

Заедай верстою вёрсту,
Отсылай версту к версте!
Перегладила по шёрстке,—
Стосковался по тоске!

Не взвожу тебя в злодеи,—
Не твоя вина — мой грех:
Ненасытностью своею
Перекармливаю всех!

Чем на вас с кремнём — огнивом
В лес ходить — как Бог судил,—
К одному бабьё ревниво:
Чтобы лап не остудил.

Удержать — перстом не двину:
Перст — не шест, а лес велик.
Уноси свои седины,
Бог с тобою, брат мой клык!

Прощевай, седая шкура!
И во сне не вспомяну!
Новая найдется дура —
Верить в волчью седину.

1920.

Впервые читая это стихотворение, можно подумать, что речь идёт в буквальном смысле о дружбе с волком. Однако при более внимательном исследовании станет ясно, что Цветаева размышляет об отношениях между мужчиной и женщиной.

Всё это вызывает в памяти пословицу «Сколько волка не корми, он всё в лес смотрит». В силу своей емкости пословица становится смысловым центром стихотворения, его лейтмотивом. Вывод о необратимости разлада, разрыва дан уже в первом четверостишии:
Марина Ивановна саркастически упоминает важную деталь – всепрощающую заботливость женщин, готовых мириться с неверностью мужей и продолжать оберегать их здоровье.

В финале героиня прощается с волком и отпускает его, не желая удерживать и мучать любовью далее. Фраза «Бог с тобой» говорит о полном прощении и пожелании счастья зверю во мраке леса.

РS

Вы обратили внимание? Во всех этих "волчьих" стихах нет ни капли эгоизма. Все они - про нас, про всех, про каждого! И какие, к черту, волки! Я думаю, мы с вами выживем, мы выйдем за флажки! И низкий поклон всем тем поэтам, которые помогают нам в этом!

Если вам, друзья, понравилась эта статья, не сочтите за труд оставить в комментариях свои отзывы, подержать вверх большой палец и подписаться на #demologia , что означает "Народное слово"

#русская поэзия #вопросы литературы #культурология #волки