Определяющие лицо современного индийского кино фильмы снимали практически с момента появления кино в стране, а во время «золотого века Болливуда», с конца 1940-х до конца 1960-х, было создано наибольшее количество лент, которые можно назвать «легендарными».
Фильмы для этого обзора выбраны безотносительно к личному вкусу. Это просто те названия, которые повторяются чаще всего в списках «лучших» и «важнейших» фильмов Болливуда 30-40-х гг. прошлого века. Все перечисленные фильмы можно посмотреть с субтитрами, кроме особо оговоренных.
Читайте также: Отец индийского кино: взгляд на жизнь и творчество Дадасахеба Фальке
Свет мира / Красота мира / Alam Ara, 1931
Режиссер: Ардешир Ирани
В ролях: Зубейда, Витхал, Притвирадж Капур
Композитор: Бехрам Ирани и Ферозшах Мистри
Первый звуковой и музыкальный фильм Болливуда. В Alam Ara было семь песен, записанных вживую на съемочной площадке, — писать звук отдельно тогда еще не умели. Естественно при записи живого звука все актеры должны были петь сами.
Самая знаменитая песня из фильма De de khuda ke naam per была исполнена актером Вазиром Мохамедом Ханом. Основой Alam Ara стала пьеса театра парси о зачарованном принце, злой королеве и отважной дочери королевского полководца.
Главного героя играл популярный актер Витхал, который как выяснилось, был не очень силен в диалогах, поэтому его роль сделали практически бессловесной, а за выразительные речи отвечал молодой Притхвирадж Капур, которого режиссер и взял именно с расчетом на его театральный опыт и поставленный голос.
Звуковое кино оказалось прорывом для страны, где большая часть зрителей была неграмотной, поэтому читать титры в немых фильмах не могла. Теперь же любой человек мог понять суть происходящего, так что индийское кино двинулось по проложенному пути с потрясающей скоростью: только за 1931 год было снято 27 звуковых фильмов (22 на хинди и ещё пять на других языках).
К сожалению, все копии Alam Ara были утеряны еще до появления национального киноархива.
Девдас / Devdas 1935 и 1936
Режиссер: Праматеш Баруа
В ролях: Праматеш Баруа, Джамуна Баруа/К.Л.Сайгал, Джамуна Баруа
Композитор: Рам Чанд Борал, Панкадж Маллик, Тимир Баран
Общеиндийской славой роман Шарата Чандра Чаттопадхьяя в первую очередь обязан Праматешу Баруа, который снял его первые звуковые версии – бенгальскую, хинди и ассамскую (это был его родной язык). Именно Баруа расставил акценты в истории так, как с тех пор делают все режиссеры, представляющие свое видение этой истории.
Например, (СПОЙЛЕР) в романе не было финала, где Паро бежит к своему возлюбленному, а перед ней захлопываются двери дома ее мужа, символизируя незыблемость социальных табу, — Чаттопадхьяй написал гораздо более прозаическую развязку, но благодаря силе воображения Баруа так заканчивались все экранизации «Девдаса» до Бхансали включительно. (КОНЕЦ СПОЙЛЕРА)
Исполнитель главной роли в хинди-версии К.Л.Сайгал, который был так же известным певцом, задал канон исполнения этой роли, которому потом так или иначе следовали все исполнители, от Дилипа Кумара до Шахрукха Кхана. Придуманная же Баруа формула параллельного монтажа, показывающая как страдают разлученные возлюбленные, и вовсе стала в Болливуде общим местом.
Хинди-версию можно посмотреть на ютьюбе в довольно приличном качестве с английскими субтитрами.
Неприкасаемая дева / Achhoot Kanya, 1936
Режиссер: Франц Остин
В ролях: Девика Рани, Ашок Кумар
Композитор: Сарасвати Деви
Один из первых фильмов, поставивших вопрос межкастового романа: Девика Рани играет девушку из касты хариджан (неприкасаемые), Ашок Кумар – юношу-брамина, который в нее влюбился. Сюжет фактически представляет собой адаптацию «Ромео и Джульетты» в условиях кастовой системы — и такая завязка в дальнейшем станет одной из самых популярных в Болливуде.
Фильм поставлен немецким режиссером Францем Остеном при участии еще некоторого количества немецких же технических специалистов, которых глава студии Bombay Talkies Химаншу Рай пригласил работать в Индии во время своей поездки в Европу.
Благодаря этому по части освещения, операторской работы и записи звука Achhut Kanya был одним из самых совершенных фильмов Индии тех времен. Считается, что здесь так же впервые использовано сольное закадровое пение.
Красавица Девика Рани в роли неприкасаемой не стремилась к внешнему реализму, и блистает на экране с выщипанными «в ниточку» бровями по моде 1930-х и тщательно уложенным завитком волос на виске.
Этот завиток получил название «локон любви» и надолго вошел в моду: его можно увидеть даже у Виджаянтималы в Madhumati (1958). За такое отступление от реалистичности авторы получали упреки от критики тех времен, но их подход пересилил: тщательно причесанные и красиво одетые «деревенские красавицы» царят на индийских экранах до сих пор.
Фильм можно посмотреть на ютьюбе с английскими субтитрами.
Город в долине / Нижний город / Neecha Nagar, 1946
Режиссер: Четан Ананд
В ролях: Рафик Анвар, Ума Ананд, Камини Каушаль, Зохра Сегал
Композитор: Рави Шанкар
Первый и пока последний индийский фильм, получивший Гран При Каннского фестиваля. На первом фестивале в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» щедрой рукой выдали сразу 10 фильмам, но и такое достижение с тех пор никто так и не повторил.
Четан Ананд был первопроходцем реалистического кино в своей стране, и в качестве основы взял пьесу Максима Горького «На дне», правда существенно переработал сюжет.
Несмотря на мутность копии, можно увидеть что фильм очень профессионально снят, и актеры играют гораздо «натуральнее», чем было принято в индийском кино того времени, — основной костяк фильма составили друзья Четана из Индийской народной театральной ассоциации.
Коммерчески фильм не имел никакого успеха, поскольку кроме небольшого танца, там не было музыкальных номеров, и прокатчики просто отказывались его брать. Фактически Neecha Nagar — прародитель всего «параллельного кино» Индии, а так же родоначальник реалистичных натурных съемок на улицах городов и тщательной работы художников по воссозданию жилищ бедняков.
На ютьюбе доступна только очень плохого качества версия без перевода.
#о фильмах Bollywoodtime
Anita - Bollywoodtime
Спасибо за интерес к статье и лайки 💋 . Еще больше интересного об индийском кинематографе можно узнать, подписавшись на канал Bollywoodtime 💕 .