Если связанный с именами Петра и Павла апостольский облик католической церкви очевиден, то, по поводу апостольского характера православия, такое предположение выглядит спорным.
По летописям, апостольский характер православной церкви связывается с хождениями апостолов Павла и Андрея по славянским землям. Эта точка зрения летописца имеет принципиально важное значение, по которой первыми принесли христианство на земли славян не греки, но непосредственно сами ученики Христа.
По Нестору апостол Павел еще в I веке поставил славянам епископа Андроника.[1] В.Н. Татищев пишет по этому поводу: «об Андронике сомнительно, ибо Дорофей Тирский, в 363 году замученный, говоря о 70 апостолах, Андроника указывает епископом в Испании, которую Нестор может ошибкою за Паннонию принял».[2]
По свидетельствам церковных историков III-IV вв. известно, что по жребию апостолу Андрею выпало идти в следующие страны: Каппадокии, Галации, или Пафлагонии, Понте и Вифинии до пустынь Скифских. Св. Ипполит, епископ Портуенский (ок. 222 г.) пишет, что Андрей проповедовал скифам и фракийцам. Об проповеди Андрея на землях скифах сообщает Ориген.[3] По Епифанию [4] Андрей посетил крымский Херсонес.[5]
В начале X века византийский богослов Никита Пафлагон [6] будучи, вероятно, автором «Жития патриарха Игнатия», произвольно расширил область «хождения» апостола Андрея по Скифии, по его сообщению обошедшего «весь северный край» Причерноморья, просвещавшего Евангелием язычников тавроскифов Феодосии и Херсона.[7]
Судя по всему, на основе измышлений Никиты Пафлагона, в начале XII века родилась летописная версия о «хождениях» апостола Андрея Первозванного по землям Руси от киевских гор до новгородских земель. В.Н. Татищев, высказывая свои «сомнительства», замечает, что возможно, говоря об апостоле Андрее, Нестор воспользовался подложной хазарской легендой».[8]
По летописцу, первый и любимый ученик Христа, родной брат Петра, апостол Андрей: «поиде по Днѣпру горѣ и по приключаю приде и ста подъ горами на березѣ. И заутра въставъ и рече к сущимъ с нимъ ученикомъ: видите ли горы сия? Яко на сихъ горахъ восияеть благодать Божья; имать градъ великъ [быти] и церкви многи Богъ «въздвигнути имать». [И] въшедъ на горы сия, благослави я [и] постави крестъ, [9] и помоливъся Богу, и сълѣзъ съ горы». [10]
То, что это позднейшая вставка в летопись не подлежит сомнению. Под 983 г. летописец, описывая расправу над варягом христианином, сообщает, что на киевских землях апостолы не бывали: «Аще бо и тѣломъ апостоли не суть сдѣ были, но ученья ихъ аки трубы гласять по вселенѣй».[11]
Хождения в I веке Андрея Первозванного по землям славян серьезными историками и богословами признано мифом, [12] из сферы «туманных рассуждений духовной области, где все возможно, но все беспочвенно».[13] По мнению С.М. Соловьева, факт поздней апостольской вставки в Повесть летописца несомненен, по содержанию представляя собой вымышленную православную фантазию о походе апостола Андрея на юг.[14] «У нас легенда господствовала безраздельно в течение веков, и религиозное настроение приняло, под ее влиянием, особую складку – упорство и неподвижность суеверия».[15]
Кроме Нестора, о хождениях апостола Андрея по землям древней Руси, никто не сообщает. В средневековье легенды о миссии Андрея были распространены на периферии Европы, в частности, подобно древнерусскому преданию, в Польше, в Шотландии Андрей почитается как ее святой покровитель.
Упоминание о посещении апостолом Андреем славянских земель иерархи православия сочинили спустя более 1000 лет после «походов» Андрея. Нестор пишет, что по преданию апостол Андрей шел от Черного моря в Рим по обратному [16] варяжскому пути через Киев, Новгород и Западную Европу.
О реальной значимости понятия предание, В.Н. Татищев пишет: «и хотя устные предания через память долго сохранены быть могут, но не все цело, так как память не всех людей так тверда, чтоб слышанное единожды или дважды правильно и порядочно без ущерба или прибавки пересказать».[17]
Как реально могли сохраниться христианские предания 1000 лет в среде разрозненных языческих племен? Какова была форма этих преданий? Ведь праславяне, если и обладали примитивной знаковой письменностью, то запечатлеть в письме религиозные понятия еще не могли.
Если предания распространялись изустно, то кто был их вековым носителем? Носителем религии является каста посвященных, в язычестве - это жрецы (волхвы), у христиан – священство. На каком языке общался иудей Андрей с язычниками? Никита Пафлагон сообщает, что против Андрея была настроена вся Скифия от царей и владык до простой толпы.[18]
По Нестору, философ, по просьбе князя Владимира, «кратко» изложил ему суть христианства по Библии, занявший почти 20 страниц летописного текста.[19] Понять это, или запомнить, неискушенному абстракциями разуму язычников, по существу невозможно. Францисканец Вильгельм де Рубрук приводит характерный эпизод: «Пришел к нам некий Сарацин, во время разговора которого с нами мы начали излагать веру. Слыша про благодеяния Божии… он заявил о своем желании креститься. Когда мы стали готовить его к крещению, он неожиданно сел на свою лошадь, говоря, что поедет домой посоветоваться со своей женой».[20]
По данным археологии во времена апостола Андрея на землях будущей Руси славяне не жили, а протославяне, выступая под именем венедов, склавин и антов обитали в центре и юге Европы. Исторически, восточных славян, а тем более новгородских словен, во времена легендарного похода апостола Андрея, в действительности не было.
Древнейшие письменные свидетельства ничего не говорят о посещении апостолами Руси. И в Слове Илариона, и в «Сказании о распространении христианства на Руси» - одинакова характеристика языческой дохристианской Руси, где подчеркивается, что бес изгнан из страны, не видевшей апостолов. Митрополит Иларион, называл князя Владимира учителем и наставником, который «страны, грады и люди… научил их православной вере». [21]
В «Краткой церковной истории» митрополит Платон пишет: «Не удостоилась Россия, чтобы в ней насаждена была вера Христова божественными руками апостолов и утвердилась в ней так, как в древних странах мира». [22]
По летописцу, апостола Андрея весьма удивили новгородские словене моющиеся, хлещущиеся прутьем с квасом в деревянных банях. Татищев по этому поводу, не без иронии, замечает: «мне неизвестно, от какого б древняго писателя не токмо времян апостольских, но и до 1000 лет по Христе жившаго оное доказаться могло, что Андрей… в Риме о бани новогородской росказывал, и оное римляном во удивление представлялось, власно как бы в Риме бань не знали».[23]
Собственно, сравнение в легенде о хождениях апостола Андрея, Киева, на горах которого должна «воссиять благодать Божья» и новгородского севера, отличного лишь диковинным, почти языческим обрядом мытья в банях, говорит о том, что позднейшая вставка в летопись была внесена, судя по всему, в киевских великокняжеских и монастырских стенах. Политический окрас высокомерной киевской благодати над низменным новгородским севером несомненен.
Летописные строки о моющихся в банях новгородцах весьма красноречивы. Так образно и непосредственно живо описать «банную процедуру» мог лишь прямой очевидец или ее соучастник: «бани древены, и пережьгуть я рамяно, и совлокуться, и будуть нази, и облѣются квасомъ уснияномь, и возмуть на ся прутье младое, и бьють ся сами, и до того ся добьють, едва слеѣзуть лъ живи, и облѣются водою студеною, и тако оживуть».[24]
Летописец вполне резонно считал, что «новгородское банное действо», как одно из сильнейших впечатлений его путешествия, будет таким же, если не менее сильным, как и у южанина апостола Андрея.
Возможно, что летописец был участником «банного действа», и этот эпизод, наряду с другими, является свидетельством вероятного путешествия летописца по псковско-новгородской земле для сбора им сведений по истории древней северо-западной Руси.
Судя по всему, позднейшая апостольская вставка в летопись Нестора связана с тенденцией эмансипации русской церкви от опеки византийского патриарха, борьбой православия с вселенским гегемонизмом апостольского (от Петра и Павла) католицизма. Русская православная церковь, обосновывая свой апостольский статус, стремилась доказать, что Русь была приобщена к христианству не сколько Византией, но первоначально, любимым учеником Христа – апостолом Андреем.
Именно в этом плане Иван Грозный развернул дискуссию с папским послом Антонием Поссевином, склонявшим царя к унии с католиками. Грозный указал на то, русские приняли христианство не от греков, а от самого апостола Андрея.
[1] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПБ., 1872, с. 27.
[2] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1768, книга I, часть I, гл. 3, с. 21.
[3] Ориге́н (греч. Ὠριγένης, лат. Origenes Adamantius; ок. 185 – Александ-
рия - ок. 254, Тир) – греческий христианский теолог, философ, ученый.
Основатель библейской филологии. Автор термина «Богочеловек».
[4] Епифаний Кипрский (Епифаний Саламский, греч. Ἐπιφάνειος Κύπρου;
† 403) - один из ранних Отцов Церкви, который прославился неистовыми
обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал
учение Оригена. Воззрения его слагались под влиянием аскетов Египта
и Палестины.
[5] Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История
русской церкви. – М.: 1994-1996, с. 119-122.
[6] Преподавал в Константинополе. Затем, раздав своё имущество,
удалился в пещеру на берегу Черного моря, утверждая, что он –
Христос. Выступал с нападками на императора Византии и патриарха.
[7] Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон
и др.). II том. - М., 2010, с. 137-138.
[8] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1768, книга I, часть I, гл. 3, с. 25.
[10] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПБ., 1872, с. 7.
[11] Летопись по Ипатскому списку. - СПБ., 1871, с. 81.
[12] Голубинский Е.Е. История Русской церкви. - М., 1901, т. I, с. 1.
[13] Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. - М., ЭКСМО, 2009, с. 59.
[14] Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., т. III, гл. 1,
с. 99.
[15] Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический словарь: Россия. -
С.Петербург, 1898, с. 592.
[16] По обратному варяжскому пути христианство насаждалось на Руси,
а попрямому - варяжские языческие князья Рюриковичи пришли на
Русь – Авт.
[17] Татищев В.Н. История Российская. - М., 1768, книга I, часть I, гл.1, с. 1.
[18] Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон
и др.). II том. - М., 2010, с. 135.
[19] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПБ., 1872, с. 85-104.
[20] Вильгельм де Рубрук Путешествие в восточные страны. - СПБ., 1911,
с. 84.
[21] Иларион. Слово о Законе и Благодати. - М., 1994, с. 73.
[22] Чаадаев П.Я. Полное собрание соч. в 2-х тт. - М., 1991, т. 1, с. 542.
[23] Татищев В.Н. История Российская, первая редакция II части, гл. 9,
«О крещении славян от апостол и потом», ИДДК, 2005.
[24] Летопись по Лаврентьевскому списку. - СПБ., 1872, с. 7-8.
---------------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.