Найти в Дзене
Хромой Архивариус

Боевые колесницы Древнего Египта и Империи Хеттов: конструкция и применение на поле боя

Оглавление

Воля к власти- основная черта человека. Проявляется это по разному - от поколачивания нерадивой женушки до глобальных войн. Именно это стремление одних завоевывать, а других защищаться двигает науку и цивилизацию вперед.

Основной ударной силой что древнеегипетской, что хеттской армии были колесницы - самое передовое вооружение того времени. Подход к ведению войн у этих народов был разный, значит и конструкция и применение этих самых колесниц была разной.

Революция в военном деле

Около 1700 г. до н.э. государство Древнего Египта столкнулось с невиданным врагом - гиксосами. Яростные племена семитов врываются в долину Нила и на 200 лет покоряют большую часть страны бога Ра. Ключом к победе кочевников стало передовое вооружение- композитные луки, новое холодное оружие, и, конечно, колесницы. У египтян были повозки, применяемые в бытовых целях, 4-х колесные, с цельными дисковыми колесами, но двухколесные боевые машины они увидели впервые.

Им пришлось столкнуться с противником, который обсыпал градом стрел, был крайне маневренным и быстрым, и только измотав армию фараона, вступал в рукопашную. Поражение было закономерным.

На протяжение всего периода правления гиксосов, оружие захватчиков модернизировалось жителями долины Нила. После изгнания гиксосов и объединения страны, в армию фараона, кроме пехоты и стрелков, будут входить колесницы.

Что же они из себя представляли?

-2

Кузов был огорожен с 3 сторон. Высота бортов около 90 см. Они делались из дерева и сверху обтягивались кожей, которую могли усилять бронзовыми бляхами. Инновационным была конструкция дышла, положение оси и сами колеса.

Прямое дышло изгибалось под днищем и напрямую соединялось с осью. Рама кузова опиралась на этот изгиб. Колесная ось передвинутая за кузов смещала тяжесть возничего и стрелка вперед, а рама с упором на дышло амортизировало езду за счет поступательных движений вверх и вниз. Изначально колеса имели по 4 спицы, но египтяне быстро поняли, что при езде они быстро деформировались, еще и трясло знатно. Были попытки делать по восемь спиц, но это утяжеляло колесницу. Сошлись на шести, что было вполне приемлемо. У этой конструкции была одна явная издержка- дышло слишком давило на лошадей. В боковинах можно заметить проемы. Их назначение мы рассмотрим ниже.

Сила против скорости

Хеттское царство в эпоху своего могущества занимало большую территорию Малой Азии. Хетты быстрее остальных осваивают железо. Общение с жителями степей приносит свои плоды. Они у заимствуют вначале у кочевников колесницы, а потом уже и лошадей.

Пару слов о лошадях. Надо понимать, что изначально в повозки и колесницы впрягались не лошади, а ослы, разных местных пород. это было что в Египте, что в Малой Азии. Для хозяйственных целей подходили хорошо за счет своей выносливости, но не могли развивать высокую скорость, что делало их применение на войне сомнительным. Путем селекции были выведены некоторые породы лошадей, способные бегать по 30-40 км\ч, но они были далеки от современных пород и не могли носить воина в броне с оружием на себе. Поэтому применялись они именно как тягловые животные, в паре или четверках.

Хеттские колесницы во многом походили на египетские, но несколько ключевых моментов были, которые полностью меняло их тактическое применение.

-3

Как видно из картинки, дышло более изогнуто в районе крепления к ярму. Дышло также соединяется с осью, но сама ось находится с середине, под кузовом. Причина была в том, что хеттская колесница была 3-х местной. Сам кузов станет длиннее. Имея общую деревянную основу, борта будут обшиваться как бронзой, так и железом. допускались оба варианта, но железо было очень дорогим, это надо учитывать, так что бронзовые были все же чаще. На колесах появились железные ободы. В итоге, колесница хеттов стала на порядок тяжелее египетской.

На поле брани

Вернемся к тем самым дыркам в бортах. Они есть как у хеттов, так и египтян. Зачем они нужны? Все просто. Во время боя колесницы часто двигались диагонально курсу пехоты противника, ведя обстрел из луков. то бишь, лучник стрелял не по направлению движения, а боком к нему. В эту прорезь он засовывал колено, чтобы иметь опору.

Тактика легких колесниц египтян заключалась в постоянных атаках стрелами, резкими разворотами и сменой курса. Экипаж состоял из возничего и лучника. Также практиковались обходы с флангов,потом замыкание кольца вокруг пехоты противника. Обстрел со всех сторон не позволял противнику укрыться за щитами. Дело завершала пехота.

Хеттов в колеснице уже было трое, кроме возничего и лучника, был также щитоносец с копьем или мечом. То есть, был воин, специалист ближнего боя и защиты экипажа на марше. Большая масса, конструкция самих колесниц и экипаж дают основание предположить, что основной тактикой было нанесение большого урона противнику на подходе, стрелами и метательными копьями. За этим следовал стремительный таран в линию пехоту, что несомненно сминало ряды противника. В деморализованного, с расстроенным рядами противника уже врывалась тяжелая хеттская пехота и заканчивала дело.

История применения боевых колесниц не ограничиться античностью и средиземноморским регионом. Они будут наводить страх и в Азии, так и на далеких островах Британии, и много сотен лет спустя, но это тема следующих статей.

Дорогой друг, спасибо, что дочитал. Подпишись на канал,чтобы не пропустить новый интересный материал!