Найти тему
BIS ART GALLERY

BIS ART GALLERY о певце меланхолии и "нордическом Вермеере"

Датский художник Вильгельм Хаммерсхёй (1864 - 1916) менее известен, чем его скандинавский коллега из соседней Норвегии Эдвард Мунк, однако творчество датчанина однозначно стоит того, чтобы узнать его.

Цветовая палитра Хаммерсхёя приглушена, в его картинах нет ярких цветов - только серый и белый, тем не менее его работы все равно приносят какое-то умиротворение. Зачастую он выбирал писать одинокую фигуру в светлых домашних интерьерах или вовсе пустую комнату. Его лаконичные картины так и отдают одиночеством и меланхолией, и даже когда на картине нет людей, кажется, что и и мебель у Хаммерсёя одинока.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Портрет пожилой женщины", 1886, холст, масло, 56.7×69.7 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Портрет пожилой женщины", 1886, холст, масло, 56.7×69.7 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Портрет матери художника", 1886, холст, масло, 34х37 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Портрет матери художника", 1886, холст, масло, 34х37 см
Вильельм Хаммерсхёй, "Интерьер с девушкой, накрывающей стол", 1895, холст, масло, 97×70 см
Вильельм Хаммерсхёй, "Интерьер с девушкой, накрывающей стол", 1895, холст, масло, 97×70 см

Вильгельм Хаммерсхёй, "Портрет матери художника", 1886, холст, масло, 34х37 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Портрет матери художника", 1886, холст, масло, 34х37 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер", 1898, холст, масло, 51.5×46 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер", 1898, холст, масло, 51.5×46 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с с молодой женщиной, стоящей спиной", 1904, холст, масло, 60.5×50.5 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с с молодой женщиной, стоящей спиной", 1904, холст, масло, 60.5×50.5 см

Хаммерсхёя не зря называли "нордическим Вермеером". Творчество голландца как раз состояло в основном из изображений бытовых сцен, простых девушек в домашних помещениях.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер, Страндгед, 30", 1900, холст, масло, 52х45
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер, Страндгед, 30", 1900, холст, масло, 52х45
Вильгальм Хаммерсхёй, "Женщина, стоящая спиной", 1888, холст, масло, 63.5×55.5 см
Вильгальм Хаммерсхёй, "Женщина, стоящая спиной", 1888, холст, масло, 63.5×55.5 см
Ян Вермеер, "Молочница", ок. 1660, холст, масло, 45,5 × 41 см
Ян Вермеер, "Молочница", ок. 1660, холст, масло, 45,5 × 41 см

Изображение жены Иды, которая в основном позировала Хаммерсёю для картин, читающей письмо ушло с молотка за 1, 721, 250 млн фунтов на аукционе Сотбис в 2012 году.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Ида читает письмо", 1899, холст, масло, 59 × 66 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Ида читает письмо", 1899, холст, масло, 59 × 66 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с читающей девушкой", 1900, холст, масло,
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с читающей девушкой", 1900, холст, масло,
Вильгельм Хаммерсхёй, "Ида читает письмо", 1909, холст, масло
Вильгельм Хаммерсхёй, "Ида читает письмо", 1909, холст, масло
Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна», ок. 1657—1659, холст, масло 83 × 64,5
Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна», ок. 1657—1659, холст, масло 83 × 64,5
Вильгельм Хаммерсхёй, «Интерьер. Женщина у открытой двери», 1905, холст, масло, 55×46 см
Вильгельм Хаммерсхёй, «Интерьер. Женщина у открытой двери», 1905, холст, масло, 55×46 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер в открытой дверью. Страндгед, 30", 1901, холст, масло, 66×55 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер в открытой дверью. Страндгед, 30", 1901, холст, масло, 66×55 см

Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с женщиной, сидящей за столом, и керамической чашей", 1910, холст, масло, 82.5×64 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с женщиной, сидящей за столом, и керамической чашей", 1910, холст, масло, 82.5×64 см

Интерьеры, изображенные на работах Хаммерсхёя, очень геометричны, в них прослеживается четкость и простота линий, придавая некую фотографичность картинам. При этом у датчанина изумительны работы безлюдных интерьеров, в которые проник солнечный свет.

Линии — вот что вдохновляет меня при выборе мотива. Мне нравится это называть “архитектурным фоном картины”. А еще, конечно, свет. Он очень важен. И все же, мне кажется, что именно линии имеют для меня наибольшее значение. Я не безразличен и к цвету, поскольку делаю все, чтобы он был гармоничным. Впрочем, когда я выбираю мотив, то думаю прежде всего о линиях»
Вильгельм Хаммерсхёй, 1907

Вильгемльм Хаммерсхёй, "Солнечная комната", 1901, холст, масло, 49.7×40 см
Вильгемльм Хаммерсхёй, "Солнечная комната", 1901, холст, масло, 49.7×40 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Солнце в гостиной", 1905, холст, масло, 54×66 смильгельм Хаммерсхёй, "Солнце в гостиной", 1905, холст, масло, 54×66 см
Вильгельм Хаммерсхёй, "Солнце в гостиной", 1905, холст, масло, 54×66 смильгельм Хаммерсхёй, "Солнце в гостиной", 1905, холст, масло, 54×66 см
Вильгельм Хаммерсхёй, «Танцующие пылинки в солнечных лучах», 1900, холст, масло, 70×59 см
Вильгельм Хаммерсхёй, «Танцующие пылинки в солнечных лучах», 1900, холст, масло, 70×59 см
Вильгельм Хаммерсхёй, «Спальня, Страндгед, 30», 1906, холст, масло, 59.5 x 67.5 cм
Вильгельм Хаммерсхёй, «Спальня, Страндгед, 30», 1906, холст, масло, 59.5 x 67.5 cм

В 2018 году картина "Интерьер с мольбертом" ушла с молотка за 5 млн долларов на аукционе Кристис, став самой дорогой датской картиной.

Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с мольбертом, Бредгед,25," 1912, холст, масло, 8.7 × 70.5 cм
Вильгельм Хаммерсхёй, "Интерьер с мольбертом, Бредгед,25," 1912, холст, масло, 8.7 × 70.5 cм