Хелен умная, красивая, талантливая! Но, что с ней не так?!?!?!
Её окружают парни, которые ею пользуются. И даже, если поначалу они выглядят забавными и трогательными, в итоге все сводится к одному – она заполняет чью-то пустоту. В лучшем случае. В худшем ещё и содержит очередного паразита.
- Я просто хочу понять, кто я такая?!?! , - восклицает она, застукав своего парня в постели с другой.
Ответ навскидку: Хелен невероятно одинока. В отличие от остальных героев, у неё ни собственного угла, ни родных, ни уверенности в себе.
Возможно, она сирота, ведь, когда очередной Джеймс рассказывает ей о поездке к больной матери, с, якобы бывшей женой, на его вопрос: Хелен, а у тебя есть мама? – она молчит.
В момент, когда совсем плохо, девушка приходит на мост, который строил её дед. И, похоже, это единственный способ, ощутить себя «дома». Кроме подруги Анны, конечно.
Не удивительно, что, даже живя с бойфрендом, который вечно спешит или недоступен, она не может поговорить с ним - об отношениях, проблемах на работе. Или беременности, которая в финале - сюрприз для обоих её партнёров.
Сюжет фильма построен как две версии одной жизни. В первой Хелен успевает вскочить в вагон метро, после объявления: «Осторожно, двери закрываются!». А во второй – нет. Но, несмотря на разные варианты внешних обстоятельств, и первая и вторая Хелен проживают свой главный урок - как стать хозяйкой своей судьбы?
Говорят, что самооценка определяется генетикой. В таком случае Хелен придётся отрастить ее, вопреки генетике. Ведь очевидно, что она НЕ представляет для себя никакой ценности. Иначе зачем бы ей пластаться на тяжелой работе, содержа своего псевдо-писателя?
Он будет делать книгу так же долго, как собирается закрасить пятно на доме – помните, когда любовница , собираясь с ним за город, укоряет: когда уж ты закрасишь это многолетнее пятно?
Так почему Хелен терпит его?
Очевидно, потому, что её никто не научил любить себя. Доверять СЕБЕ. Думать о себе как о прекрасной, самостоятельной девушке.
Она уверенна, что чувство любви к себе – подарит другой. Это роковое заблуждение мешает ей стать самодостаточной.
Даже, когда Хелен2 открывает собственный бизнес или узнает о беременности, она занята поисками того, кто может её поддержать.
Это желание, быть с кем-то, для неё настолько важно, что она готова жертвовать собой, неся доверчивость как флаг. Лишь бы обрести любовь, которой в её жизни никогда не было.
Возможно, с детства она вынуждена была заботиться о ком-то. И перенесла эту модель во взрослую жизнь.
Без пары она чувствует себя не полноценной. А получив партнёра, впадает в синдром мамы-помощницы,
Взамен она отказывается видеть реальность такой, какая она есть. И справляться с ней.
Её флюиды одинокого, раненого жизнью существа, которое нуждается в поддержке так остро, что готово посвятить в проблемы первого встречного в метро - моментально считывают окружающие.
Это колесо будет вращаться до тех пор, пока Хелен не почувствует почву под ногами. Радость просто быть живой. Такой, какая есть. Даже в одиночестве. А это и есть любовь к себе.
Именно в одиночестве ей предстоит вспомнить весь свой негативный опыт и сделать его ресурсом веры в себя.
Пока её личность из гусеницы превращается в бабочку, она получает шанс впервые узнать, что, на самом деле любит, боится, чего хочет от жизни.
И когда ей будет ясно кто такая Хелен? Она заполнит собственное пространство тем, что, действительно, приносит радость,
Впервые почувствует себя самодостаточной, независимой от внешних потрясений, настолько, что сможет говорить «нет», когда говорить не хочется. Не ходить на свидания, пока к ним не готова, доверять себе и знать, что она справится.
Интересно, что в фильме право на жизнь получает та версия Хелен, которая больше страдала: в день увольнения пережила нападение грабителя, травму, изматывающую работу, чтоб содержать Джерри.
И вот, родившись заново, она удивительным образом приобретает опыт Хелен, что погибла под колёсами авто. Ведь на вопрос незнакомца в лифте:
- Помните, что говорил Монти Пейнтон?, она, с удивлением даёт правильный ответ:
- Никто не ждал испанской инквизиции…
Наивная часть Хелен умерла, но остался опыт. И главное теперь, им правильно распорядиться – ничего не ожидая от других. И даря себе все самое лучшее.
Конечно, эта задачка на всю жизнь. Но, поскольку «двери» постоянно, то открываются, то закрываются», опоздать в Вечность невозможно. И, когда мы это понимаем, нам безразлично, нагрянет эта... инквизиция или нет…
Британский актёр Питер Хауитт дебютировал как кинорежиссер в 41. «Раздвижные двери» его первый сценарий и первый фильм.
Теперь на счету Хауитта «Агент Джонни Инглиш», «Законы привлекательности», другие ленты. Но именно «Двери» стали самой значимой картиной.
Музыку должен был написать друг режиссера, один из лидеров Queen Брайан Мей, но его саундтрек вышел отдельной работой.
Композитором фильма выступил австралийский музыкант Дэвид Хиршфельдер, получивший номинацию на Оскар за музыку к британской ленте «Елизавета».
Отличная картинка – работа британского оператора Реми Адефарасина, который много работал с Энтони Мингелой («Английский пациент») и Вуди Алленом («Матч пойнт», «Сенсация»).
Конечно, приём параллельной, сложной реальности есть и в других фильмах, например, «День сурка», «Беги, Лола, беги». Но лишь у Питера Хауитта этот приём затронул такую сложную вещь, как скрытая манипуляция, которая, вроде бы, пустяковая и безвредная, но имеет высокую цену и серьёзные последствия.