Эта одна из самых изысканных классических построек Невского проспекта с деталями исторических стилей пережила несколько реконструкций, утратив в чем-то первоначальный вид, задуманный Александром Брюлловым и живописные работы его брата Карла Брюллова, дожила до мрачных лет большевистского мракобесия. Превращенная сначала в хранилище декораций, потом - овощей стала вдруг бассейном, но пережила и это. Какой мы видим ее сейчас и что добавилось в округе, который называют "немецким кварталом".
Землю между Малой и Большой Конюшенной улицами в 1727 г. Пётр II подарил или закрепил её за немецкой лютеранской общиной. Здание церкви было заложено 29 июня 1728 года, в день святых апостолов Петра и Павла.
Всего 13 лет кирха принимала осевших в Петербурге лютеран из разных европейских земель до того как «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» распорядилась снести все деревянные здания, выходящие на Невский проспект.
Последовала постройка первого каменного здания и двух принадлежащих церкви домов, выходящих главными фасадами на Невский проспект. То что выглядело поначалу надежно со временем потребовало перестроек для укрепления конструкции здания. "Поехали" стены. Из-за осадки в мягкий грунт, периодически появлялись трещины, приходилось устанавливать стяжки. Но, как выяснилось, это были временные меры. Вспоминается Исаакиевский собор и несколько его вариантов, пока за дело не взялись Огюст Монферран и Аугустино Бетанкур.
Тем временем в 1762 году в глубине квартала, принадлежавшего лютеранской общине, на месте построенной еще при Петре I немецкой школы Петришуле было построено здание существующее по сей день, впоследствии тоже пережившего несколько реконструкций, но сохранившего признаки элитарного учебного заведения. Глядя на фасад вспоминаем времена "елизаветинского барокко":
Внутри высокие потолки. Широкие, как во дворцах, лестницы:
К 1832 году, когда церковное здание обветшало, община объявила конкурс на создание проекта новой церкви. Лучшим был признан проект Александра Брюллова.
В 1838 году алтарь церкви украсила большая картина кисти Карла Брюллова, изображающая распятие. При разгроме церкви в 1930-е годы алтарное полотно Карла Брюллова "Распятие" было помещено в Русской музей
Так выглядела алтарная часть церкви до её разорения в советское время:
В нижней части алтаря находилось полотно Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим», а по обе стороны — круглые изображения Святых Петра и Павла, также творения Брюллова. В 1840 году в церкви был установлен большой орган фирмы Валькерг, а в 1864 году церкви были пожертвованы 2 витража.
Прошло около 50 лет и снова слишком мягкий грунт и разница в давлении на него привели к осадкам стен и появлению в них трещин. Церковный совет обратился за помощью к профессору Р. Б. Бернгарду, известному знатоку церковно-строительной техники. Он одним из первых разработал метод математического расчёта устойчивости церковных сооружений. Летом 1883 года Бернгард частично исправил положение с помощью стальных затяжек, и состояние конструкции стабилизировалось.
К концу 19 века храм выглядел так:
В 1895—1897 годах интерьер церкви в ходе капитального ремонта был сильно изменён по проекту выпускника Петришуле архитектора Максимилиана Месмахера. Целью этих изменений было приведение элементов интерьера к единству, так как романские, готические, ренессансные и античные мотивы плохо гармонировали друг с другом. Перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла — копии скульптур работы знаменитого датского ваятеля А. Торвальдсена:
Советский период. После Октябрьской революции многие прихожане церкви эмигрировали. В 1937 г. церковь была закрыта, оба пастора арестованы и расстреляны.
С 1938 года здание церкви стали использовать как склад - сначала театральных декораций, потом - овощей. В 1950-е годы здание перестроили под плавательный бассейн, в результате чего изменилась планировка его и полностью переделан интерьер.
Современная история здания. Реставраторы в 1994 г. столкнулись с тем, что вся нижняя часть церковного зала была занята бетонной чашей бассейна, демонтировать которую не представлялось возможным. Кроме того сама бетонная чаша снова стала причиной неравномерных осадок стен здания и образования трещин.
За дела взялись специалисты из Германии. К сожалению при этом были нарушены системы уникальных кирпичных сводов, а новый пол расположен на 4 метра выше прежнего, т.к. под ним всё ещё находится чаша бассейна и снижение высоты зала очень чувствуется, из-за этого испорчена акустика, теперь приходится использовать микрофоны.
Современный вид кирхи:
И снова о школе. Петр I не пожалел земли для иноверцев, которых сам и приглашал на берега Невы строить, кормить, лечить и учить лучших специалистов из Европы. Для тех, кто обосновывался здесь Петр предлагал им селиться по религиозным предпочтениям и в самом центре Петербурге у Невской першпективной дороги.
Вскоре подросли дети иноверцев, так появилась школа прямо за зданием кирхи. Её считают одним из старейших учебных заведений России, в Санкт-Петербурге она вообще первая. Датой ее основания называют 1709 год. К преподаванию предметов в ней привлекались лучшие учителя своего времени, а в 19 веке лекции здесь читали и профессора Университета, собирая залы более 1000 человек.
Список известных выпускников огромен. Выделю архитекторов: К.Тона, Н.Бенуа, Кавоса, Шретера, Месмахера, Шауба. Актеров: Михаила Казакова, Федосееву-Шукшину, Романа Громадского, Александра Хочинского.
В следующих репортажах планируется прогулка по Малой Конюшенной улице и Каналу Грибоедова: