Территория бывшей Югославии, начало 90-х. Взвод боснийцев заблудился на вражеской территории и оказался прямо перед позициями сербских войск. В результате завязавшегося боя остается лишь три человека: сербский новобранец и двое боснийцев, один из которых оказывается скован хитрой прыгающей миной. Вот и весь сюжет. Дальнейшие действия разворачиваются в основном между этими тремя людьми.
Боснийский режиссёр Данис Танович не встает в своём фильме "Ничья земля" ни на чью сторону. Он просто показывает нам, что происходит в самом центре Европы в эпоху постинформационного общества. Он убеждает зрителя, что этнические чистки никуда не делись, что народы не могут примириться между собой. Пока политики делают вид, что договариваются в своих высоких кабинетах, прямо здесь и сейчас происходит такая страшная ситуация.
Герои находятся во власти навязанных им стереотипов и пытаются расправиться друг с другом. Они словно дети повторяют друг другу фразу: «Кто начал войну, кто первым начал?». Они не могут изменить себя и действуют согласно своим инстинктам.
Помимо главных героев в картине присутствуют и другие персонажи, которые лишь дополняют общую печальную картину.
- Репортёры
Они, как падалищики и стервятники слетаются к месту происшествия в погоне за сенсацией. У этих людей нет никаких моральных принципов, они не испытывают чувства жалости и сострадания. Их главная цель хороший репортаж, который должен быть снят не смотря ни на что.
- Миротворцы ООН
Безмолвные наблюдатели, которые ничего не могут изменить. Даже если они захотят помочь, то не смогут это сделать. А некоторые просто не хотят. Они цинично стоят и просто смотрят за трагедией, которая разворачивается на их глазах. Немецкий сапёр вроде и пытается помочь, но признав своё бессилие просто уходит. Уходят в итоге вообще все.
- Попавший в беду солдат
Он является самым здравым человеком из всех персонажей. Он говорит, что какая разница, кто начал эту войну, если всё равно оказались в одном котле. Ему удается сохранять присутствие духа в критической ситуации, и он не опускает руки. В его руках фото семьи и он смотрит с надеждой в небо.
На мой взгляд, лучшим слоганом этого фильма является фраза одного из миротворцев: «Ничего не изменится». И после этих слов, как никогда чётко понимаешь, что люди являются только пешками в руках политиков. И как только они становятся ненужными, то о них сразу забывают. Людей просто выбрасывают на свалку истории.
Боснийскому режиссёру удалось остаться предельно политкорректным и не скатиться к поискам правды, кто прав, а кто виноват. Ибо правды этой не найти.
Картина получила награду Канского фестиваля за лучший сценарий в 2001 году.
Спасибо, что заглянули и да пребудет с нами хорошее кино!