Подписывайтесь на наш канал и делитесь публикацией в соцсетях!
Американская киноакадемия нечасто удостаивает отечественные ленты должным вниманием — последняя наша картина, которая была отмечена «Оскаром», вышла на экраны двадцать лет назад. Предлагаем вам вспомнить те немногочисленные, но выдающиеся советские и российские фильмы, которые получили престижную международную премию.
Читайте также: Голливуду и не снилось: как создавались спецэффекты советского фильма «Человек-амфибия»?
«Разгром немецких войск под Москвой»
Впервые советская картина получила «Оскар» ещё в 1943 году — в номинации «Лучший документальный фильм». Триумфаторами стали режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин, которые в 1942 году представили документальную ленту «Разгром немецких войск под Москвой». В американском прокате фильм получил название «Москва наносит ответный удар», а также был перемонтирован и переозвучен. Закадровый текст в англоязычной версии читал популярный голливудский актёр Эдвард Робинсон. Фильм «Москва наносит ответный удар» был призван познакомить американского зрителя с новым союзником и продемонстрировать советскую боевую мощь, которая проявилась в битве за Москву. Такая реклама должна была убедить американских налогоплательщиков в обоснованности оказания СССР помощи по лендлизу. На церемонии вручения «Оскара» советские режиссёры не присутствовали — позднее статуэтка была передана в Москву. Сегодня она хранится в Музее кино.
«Война и мир»
В следующий раз американские киноакадемики наградили советский фильм только спустя 26 лет. Историческая эпопея Сергея Бондарчука по роману Льва Толстого «Война и мир» получила статуэтку в 1969 году в категории «Лучший фильм на иностранном языке». При этом лента Бондарчука обошла картины знаменитых зарубежных мастеров — «Бал пожарных» Милоша Формана, «Украденные поцелуи» Франсуа Трюффо, «Девушку с пистолетом» Марио Моничелли. Советский режиссёр на торжественную церемонию в Лос-Анджелес не приехал — был занят на съёмках следующего фильма. От лица всей творческой группы «Войны и мира» статуэтку получила актриса Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову.
«Дерсу Узала»
В феврале 1971 года советский режиссёр Сергей Герасимов во время визита в Японию сделал предложение Акире Куросаве снять фильм в СССР. Для совместного советско-японского проекта был написан сценарий по мотивам произведений русского путешественника и писателя Владимира Арсеньева — «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Для Акиры Куросавы это был первый опыт съёмок фильма не на японском языке, а актёры в картине были задействованы советские. «Дерсу Узала» получил «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке» в 1976 году. На церемонию вручения советских членов киногруппы не пустили — никто не верил в успех картины. Сам Куросава в США тоже не поехал. В результате статуэтку получил Георгий Данелия, который присутствовал на мероприятии. Сегодня награда хранится в музее «Мосфильма». А исполнителю роли этнографа Арсеньева Юрию Соломину впервые удалось подержаться в руках заветную статуэтку только через тридцать лет.
«Москва слезам не верит»
Спустя десять лет ещё одна советская картина покорила членов жюри «Оскара». В 1981 году мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» был признана «Лучшим фильмом на иностранном языке». О том, что картина получила «Оскар», Меньшову сообщили 1 апреля. Поначалу режиссёр подумал, что его разыгрывают, а когда осознал свой триумф и собрался ехать в США за наградой, то получил запрет на выезд. Статуэтку забрал атташе по культуре советского посольства, а у Меньшова она оказалась только в 1989 году: на церемонии вручения премии «Ника» режиссёру решили показать и его «Оскар», который все эти годы хранился в Госкино. Предполагалось, что за кулисами режиссёр отдаст статуэтку обратно, но Меньшов забрал её с собой.
«Утомлённые солнцем»
Первой российской картиной, которая получила «Оскар», стала лента Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Мелодрама российско-французского производства была удостоена награды за «Лучший фильм на иностранном языке» в 1995 году, а годом ранее завоевала Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Никита Михалков присутствовал на церемонии награждения и на сцену за статуэткой вышел вместе с дочерью Надей, которая сыграла в картине вместе с отцом. А недавно оскароносный режиссёр признался, что сам момент вручения награды не помнит — когда объявили его имя, он уже успел отметить триумф и был пьян. А позже забыл статуэтку в машине.
«Старик и море»
Последней на сегодняшний день российской картиной, отмеченной призом американской киноакадемии, стала анимационная лента режиссёра Александра Петрова по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Мультфильм получил награду в 2000 году в номинации «Лучший короткометражный фильм». Картина была выполнена в технике «ожившей живописи» — режиссёр рисовал на стекле масляными красками с помощью кисти и пальцев. Кроме того, «Старик и море» стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAX.