Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Да какое поле??? Самолеты горят!!!

Оглавление

Александр Жибров

В апреле командир ушел в отпуск, я остался выполнять его обязанности.

Весна, апрель месяц. Все цветет и пахнет. Дни выдались спокойные, все спланировано, впереди никаких проверок и комиссий в течении недели нет. Вообщем - полное спокойствие!

Днем раньше, после вечернего совещания, подходит зам. по тылу и говорит:

- Владимирович, хочу завтра поле за полосой "обновить", траву сжечь, а потом что-нибудь посеем для подсобного хозяйства.

- Да я не против, только ты же смотри, там стоянка недалеко.

- Конечно - конечно, не переживай, все будет без проблем. Я там буду лично.

Если бы только знать, чем этот бравый доклад закончится…

Утром построение, потом летчики в класс на занятия, техники на стоянку. В штабе тишина. На построении техникам довел, что на дальнем поле будут жечь траву и, на всякий случай, были повнимательней. Сам в кабинете разложил документы, изучаю. За окном солнце, красота!

Ближе к 11.00 раздается звонок. В трубке крик инженера эскадрильи :

-Александр Владимирович, тут поле горит, сильно…

Перебиваю и спокойно говорю :

-Я ведь вас предупредил, повнимательней. Поле жгут по плану, смотрите, что бы к стоянке не приблизилось и панику не поднимай!

Положил трубку и смотрю документы. Минуты через три снова серия звонков по прямой линии и опять крик инженера :

- Командир! Да тут не поле, а самолеты со всех сторон горят!!! Пожарку надо срочно!!! Уже и БК дымить начинает!!!

Сразу все стало ясно. Ноги сами понесли на КДП (оно в здании штаба) и «картина Репина» во всей красе - три стоянки самолетов за ВПП не видно совсем. Все в дыму и пламени!

-2

-3

Быстро вниз, по пути вызываю «пожарку» на стоянку. В первую попавшуюся у выхода машину садимся с начальником штаба и на стоянку как можно быстрей!

Только повернули на РД все стало понятно. Какое там поле…горели все стоянки, вернее самих стоянок не было видно, все в дыму и пламени. Ну и поле, которое левее стоянок и за ними тоже хорошо горит. Ну, поле ладно, но стоянки?! Самолеты (а их почти четыре десятка) стоят в обвалованиях, рядом первый БК (боекомплект) как положено. Подъехали…в дыму ничего не видно, все вокруг горит, видимости практически нет, только перед капотом машины проносятся техники…кто с лопатой, кто с метлой. Не скажу что полная паника, но состояние почти близкое к этому.

Следом две пожарные машины с сиреной ворвались на такой скорости, что сразу прочитались мысли бойцов – «наверно не успеем, все без нас потушат!».

«Пожарки» промчались так быстро, что похолодел от мысли не то, что горит, а то что эти бравые бойцы-пожарники передавят техников на РД, т.к. они в основном спасались выходя из огня и дыма на рулежную дорожку.

Видимо в тот день везло хотя бы в этом.

Нашел инженера эскадрильи (смешно говорить, но почти сразу в дыму столкнулись лоб в лоб). Глядя на него, понял - что ничего хорошего в этой ситуации нет. Если пару звеньевых стоянок техники хоть как-то удерживают от огня, то на самой дальней, где 4 борта даже людям тяжело находиться - все горит, тем более горит в метре от крыльев, ну а про разные ящики и речи быть не может - догорают, а рядом БК.

Бежим вместе в ту зону. По пути всех кто бежит на встречу – заворачиваем. Самолеты с полной заправкой - картина далеко не радостная. Выбегающие из дыма техники, чем-то напоминали отступление красноармейцев в фильме «Чапаев».

Леша, инженер АЭ, с которым мы еще служили в Венгрии, по пути начал матом и лопатой (предназначенной для чистки снега и которую не выпускал из рук все оставшееся время) и с помощью великого русского языка останавливать бегущих техников. Понимая, что в этом деле ему можно и не помогать, подбежал к «пожарке», озадачил старшего и они, как на танке, проламывая забор с колючей проволокой, стали прорываться к крайнему самолету, а там уже занялась тара с блоками от С-8…

Это уже на следующий день, Леша рассказал, как в эти минуты из клубов дыма на него нарвались 4-5 техников. На его крик (а он хорошо к тому времени сорвал горло) :

- Назад! Тушить Боекомплект, Мать вашу!!!- при этом угрожающе приподняв лопату.

Один старый-старый прапорщик (кстати очень уважаемый, на которых держалось ВВС), понял, что говорить бесполезно, повернулся, немного присел и вымолвив фразу :

- Да! Федор Ильич – видимо пенсии тебе так и не дождаться!

Рванул к самолетам с такой прытью, обгоняя молодежь, что можно было засчитать любые нормативы по физо.

Через час все же огонь удалось потушить. Трава на площади километр на два километра выгорела полностью. Всё и все, слава богу, были целы.

Отдышались, осмотрелись, ужаснулись… пора и разбираться!

Кстати, как только подъезжали к стоянкам, в голове на секунду пронеслась мысль:

- А почему горят все три зоны эскадрильские?

К полю, где жгли траву, выходила только одна, да и то там всего три звена самолетов стояло?

Потом было не до этого, ну, а когда все-таки огонь стих, я этот вопрос задал трем инженерам. Смотрю - двое упорно молчат, глазки в землю опустили. Понял!

Все оказалось проще простого!

Зам по тылу взял 4-5 обалдуев бойцов, вручил коробок спичек, поставил задачу. Ну, они и подпалили. Техники на стоянке, видя что рядом жгут травку, решили под шумок сделать хорошее дело – облагородить свою конкретную территорию, что бы потом косить английский газон, а не старую траву…Взяли в ручки спички…Не учли только одного – сильный ветер и сухую, как порох, траву!

-4

Когда мы, таким образом, наводили «порядок на территории», дым поднялся метров на 500, да и территория по площади горела будь здоров, из города (это 10км) приехало две «пожарки». Остановились на КПП (а метрах в 300-х от КПП газонаполнительная станция, солидная такая). На вопрос :

- Что горит? Мы поможем!

Сонный прапорщик послал их в… обратно в город!

- У нас все нормально! Это парковый день на стоянке!

Пожарники были удовлетворены «обстоятельным докладом» военного авиатора на 100%.

Вечером, проезжая по стоянкам, поняли с начальником штаба, как выглядела местность после «тунгусского метеорита» - черная в подпалинах земля, закопченные самолеты и запах гари. Хорошо, что наступающий через пару дней «перевод» предусматривал помывку самолетов, дело было приятным, тем более инженерам я посоветовал не ограничиваться мылом и порошком, а купить еще и шампуни…

Удивительно, но никто не вложил по телефону в вышестоящий штаб! Обычно такие дела проявляются быстро, доброжелатели находятся, а тут абсолютное равнодушие. Был один очень правильный инженер («стучал» по любому поводу во все инстанции), но именно в тот день он должен был заступать в наряд, причем не просто инженер, а инженер по авиационному вооружению, а те сгоревшие несколько блоков под НАРы, он бы не простил! Да и если они и не сгорели, все равно бы вложил как пить дать, ну просто хороший человек с рождения. Его изоляцию взял сам зам. по ИАС, освободив от наряда и предоставил три дня отпуска за отличия на службе.

Уже через день новая тара под блоки и сами блоки (у хорошего инженера всегда что-нибудь припрятано на черный день) сияли чистотой под пока еще закопченными самолетами. Но оставался еще один вопрос…

Через пару дней ожидали приезд комиссии, ну а посмотреть стоянки и их соответствие Уставу - само собой разумеется! И тут повезло, комиссию перенесли на поздний срок, живи и радуйся, поливай траву, пусть растет. Но не сбылось!

Через два дня Военный Совет в штабе ВВС, через нас идет борт с Командующим, естественно, и нас забирают. А это всегда какая-то пауза: заправка, диспетчер и т.д. Пусть даже хоть час, но Командующий первым делом проедет после зимы посмотрит территорию - 100%. Начали думать…

На перроне к прилету приготовили два ТЗ-22 (на всякий случай!), с поля зрения убрали весь автомобильный транспорт (проверка ВАИ в автопарке, ремонт). Новые пассажиры с вещами стоят и выражают явное нетерпение и радость взойти на борт Ан-26 и лететь на Военный Совет.

Группа руководства и лично РП проинструктирован - чтобы не дай бог! - борт сядет с курсом вблизи стоянок. Сработало! Но как взлетать? Как назло ветер строго по полосе и больше 10 метров, а взлетать с попутным и обратным стартом как-то не совсем удобно…

Командующий спешил, наша оперативность ему даже понравилась, когда еще крутились винты, а «ГСэМщики» уже пытаются приступить к заправке. Выйдя из самолета на вопрос как бы невзначай :

- Успеем мы посмотреть аэродром?-(а тогда действительно была проблема с ВПП).

Сослался, что все в автопарке, на проверке. Опять сработало! Не успели все пассажиры перекурить и оправиться, как следует, ТЗ отъехало, диспетчер лично принес условия и всех попросили в самолет.

Но что делать на взлете? У Командующего кресло в «1-м классе», как раз слева, стоянки тоже по курсу взлета - слева! Не увидеть черное пятно можно, если заснуть в момент отрыва…

Мысль не давала покоя и, когда уже на ВПП вышли обороты на максимальные, обратил внимание на дребезжащее пустое ведро! Дверь в салон Командующего открыта и находится чуть ли не в метре от меня, решил попробовать.

Смотрю в иллюминатор и, когда только самолет стал набирать высоту, ногой (честное слово!) «случайно» пнул ведро. Грохот привлек внимание почти всех, кроме экипажа. Этого момента, в принципе, хватило чтобы не смотреть по сторонам на взлете. Нормально!

Уже после посадки, подошел полковник (аэродромщик с Одессы) и говорит тихонько :

- Ну ты и стоянки «обкосил» просто красота!

Я, честно, сразу не понял о чем речь? Потом дошло – он как-то умудрился все это увидеть на стоянках, может просто глуховат был и шум ведра его не привлек.

Р.S. Аэродром горит каждый год (нет лучше способа навести порядок имея под рукой «дедовскую» косу и все), но так, как в тот год - помнится до сих пор.

-5

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Александр Владимирович Жибров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен