Найти в Дзене

"Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы" Павел Селуков. Рецензия

Голосование за лучшую книгу в рамках Национальной литературной премии "Большая книга" продолжается.

Обложка книги.
Обложка книги.

Жёсткая проза. Перед нами - цикл рассказов, композиционно разделённый на две части: "Потому что мы подростки" и "Между ужасом и кошмаром на острове Бенедикта".


Как видно из заголовков, первая часть о трудном переходном возрасте, когда из-за всплеска гормонов меняется психология, а лучшее оправдание взрослого:
"Они подростки". И не то чтобы прощаются проступки, но на многое закрываются глаза.


Каждый рассказ - повествование о каком-то одном эпизоде, от самого безобидного (
убежать из дома, обидевшись на родителей, и провести какое-то время в свежевырытой могиле) до откровенно безобразного случая на уроке английского. И за каждым случаем - неустойчивая психика, гормональный всплеск, желание раздвинуть границы дозволенного. И все это усугубляется конфликтом с родителями, не скандалами - конфликтами, когда два поколения просто НЕ ПОНИМАЮТ друг друга и когда погруженность во внутренний мир отнимает все вокруг.

"Когда страшно, перестаешь чувствовать время. В этом суть страха. Все перестаешь чувствовать, кроме него. Страх — это такой Александр Македонский душевных фибр".


Нам открывается мир
"тяжелого" подростка. Все трудности возраста переживаешь вместе с рассказчиком, а повествование от первого лица делает его еще более интимным:  веришь всему, оттого и так больно и страшно, а порой и неприятно. Главная идея - трудно (у автора, правда, другое слово) быть подростком, потому что в этом возрасте полностью не совпадают желания с возможностями.

"Сентябрь. Березы поникли. Я б тоже поник, но я не береза. А кто я? Папа говорит — бестолочь. Мама говорит — сыночек-деточка. Сестра говорит — братик. Учителя говорят — эй ты, в пиджаке! Пацаны говорят — Вагон. Таня говорит — ты мой бойфренд, понял? Понял, говорю, не дурак. Дурак бы не понял. Шучу так".


Вторая часть - это рассказы от лица мятущегося молодого человека. Стало ли ему легче жить? Проще ли он стал относиться к миру? Ничуть.


Появились другие проблемы, волновать все больше стали политические (
их мы опустим) да философские вопросы. Например, что такое дружба.


"В России принято дружить. Мне мешает чувство превосходства. Все мы, так или иначе, выросли в христианской традиции, где чувство превосходства над другими — вещь постыдная. (...) Дружить можно только с равным. Другим можно только подавать".
(Очень напоминает знаменитое печоринское "в дружбе всегда один раб другого". Новое время - проблемы те же).


Почему же цикл носит такое "громкое" название -
"Добыть Тарковского". Перво-наперво нельзя воспринимать название отдельно от жанра. "Неинтеллигентные рассказы" - это как антитеза творчеству Тарковского ("Которого? Арсения или Андрея?" Отвечать теми же словами, что рассказчик, не буду - ни цензура, ни воспитание не позволяют). Так вот - антитеза творчеству и писателя, и кинорежиссёра. Одноименный рассказ повествует о том, как герой понял, что ему надо развиваться:

"Когда я был тупым, то есть еще более тупым, чем сейчас, то есть — тринадцать лет назад, мне вдруг понадобилось стать умным. То есть, как сейчас. Все было как сейчас, только тринадцать лет назад. Ну, вы поняли. Помню, я постоянно искал, чего бы такого почитать или посмотреть, чтобы стать умственно умным. Искать было особо негде". Что читать? Что смотреть? Помощь друга: "Однажды ему надоели мои приставания, и он сказал: «Тарковский. Весь Тарковский. Когда посмотришь всего Тарковского, тогда и приходи». Я просиял. Интеллект был у меня в кармане. Домой я возвращался дорогой из желтого кирпича. Как Страшила из сказки, почти отыскавший мозги".

Какие славные сравнения. Дорога к знаниям - знакомый всем путь к Волшебной стране. Умный человек - Страшила Мудрый. И какая замечательная ирония!


Только вот найти Тарковского в 2000-е было невозможно,  как, наверное, невозможно поумнеть быстро и качественно.

В последнем рассказе цикла автор как бы раскрывает секрет:

"Придумал себе образ пацана с окраины, от лица которого и написал большинство своих рассказов. Дело в том, что я без труда считываю... как бы это сказать... языковую фактуру, что ли?" 

Вот к языку больше всего претензий и есть. Слишком много нецензурной лексики. Понятно, что это речевая характеристика подростка, для которого мат и средство самозащиты, и проявление "взрослости". Во второй части мата меньше не становится - наоборот. Я читала и думала: а не потому ли литературу XIX века до сих пор называют Великой, отказываясь признавать современную ее преемницей, потому, что "униженный и оскорбленный" разночинец Раскольников выражал свои мысли совсем без мата, но ведь от этого роман Достоевского не только не проиграл. А во фразе, которую Раскольников повторяет сам себе: "Старушонка - вздор", - экспрессия достигается исключительно литературной лексикой.


Да, рассказы о тех самых "лихих" девяностых, когда книги без нецензурной лексики в лучшем случае пролистывались, в худшем - не издавались. Но мы-то знаем, что подобная эрзац-культура ни человека, ни общество ни к чему хорошему не привела. А, учитывая то количество мата (
цензуры,  как принято говорить сейчас), которым изобилует наша музыкальная индустрия, страшно представить, К ЧЕМУ мы можем прийти сейчас.

Нет, настоящая ЛИТЕРАТУРА, достойная признания и премии, гордо именуемой "Большая книга", должна быть КЛАССИЧЕСКОЙ,  но современной (однако последнее слово не является синонимом слову нецензурный).


Идея - 7
Сюжет -7
Герои - 9
Язык - 2 (типичная школьная оценка)

Оценка: 25/40.


В первом фрагменте рассказчик рассуждает:
"Для этого ведь писатели и нужны, чтобы помогать нам оправдываться. То есть объяснять самих себя самим себе". Я бы обязательно добавила: правильным языком, а не тем, что слышишь во дворе.