Найти тему

«Слепая девушка», Джон Эверетт Милле

1856г. Холст, масло. Размер: 80.8×53.4 см. Художественный музей и галерея, Бирмингем

Сюжет картины достаточно печален. Зритель видит слепую девушку с маленькой сестрой, которая зарабатывает деньги на жизнь единственным для неё возможным способом – играет на небольшой гармошке. Радуга – одно из красивейших явлений природы, которая слепая девочка так и не сможет увидеть – использована, чтобы подчеркнуть всю тяжесть положения слепой девочки.

Героини картины одеты очень бедно и просто. Но даже не в этой кричащей бедности, заштопанных грязных юбках, состоит вся трагедия работы. Именно пейзаж является «говорящим» элементом. Красивая природа, полная красок, недоступна слепым глазам девушки. Яркость и красочность против вечной темноты… Девушка может лишь только чувствовать – вот она развернула лицо к солнцу, чтобы ощутить тепло, а рука вот-вот дотронется травы.

В 1854 году Джон Эверетт Милле, один из основателей общества прерафаэлитов, посетил Сассекс. Именно здесь он начинает свою, пожалуй, самую драматичную и щемящую картину «Слепая девушка», которую закончит только спустя два года.

Вначале Милле был вдохновлён пейзажем Сассекса и именно здесь он написал зелёные поля, пересекаемые небольшим рвом, восхитительное после дождевое небо и двойную радугу. Многим позже, когда Милле переехал в Шотландию, на полотне появились две фигуры детей. Это достаточно нестандартный ход, ведь обычно главными в картине являются именно люди, и только после пишется фон, пейзаж. Милле же фактически всегда начинал с фона.

Он постоянно писал с натуры – это касалось и природы, и людей. В качестве моделей художник выбрал свою супругу Эффи и её сестру Изабеллу. После живописец заменил Эффи на Матильду Праудфут.

-2

Картина Милле является острым социальным протестом против самых распространённых проблем Англии XIX века – бродяжничество, нищета, отсутствие поддержки инвалидов. Английские стражи порядка задерживали таких вот бродяг-попрошаек, художник же предложил посмотреть на них как на жертв. Жалость и чувство сострадания – вот, что испытывал к ним Милле. То же самое чувствует и зритель, глядя на его пронзительную картину.