Найти в Дзене

Обучение одаренных детей английскому языку

Одаренный ребенок на уроке английского — какой он? Как строить обучение детей с повышенными образовательными потребностями? Эти вопросы сложны не только для преподавателя в общеобразовательной школе, но и для учителя, работающего в формате один-на-один, ведь часто к нему ведут такого ребенка уже после того, как в школе появились проблемы с мотивацией и даже успеваемостью.

Российская педагогическая энциклопедия определяет “одаренность” как системно развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В популярной трехкольцевой модели одаренности Дж.Рензулли дети признаются “имеющими потенциал”, если при прохождении тестов они показывают хорошие результаты по уровню интеллектуальных способностей, креативности и настойчивости — мотивации, ориентированной на задачу. Он также учитывает эрудицию и благоприятную окружающую среду при описании одаренных детей.

Их не так просто заметить. Способные ученики часто стараются приспособиться к окружению, выполнять задания с той же скоростью, что и одноклассники. Как же выявить одаренного ребенка в классе на уроках английского, особенно, одаренного в области иностранных языков?

Тесты признаны наиболее точным инструментом диагностики языковой одаренности. Только должна быть проведена целая группа тестов, причем неоднократно.

Беляев Б.В. выделяет следующие иноязычно-речевые способности:

  • фонетические, лексические, грамматические и стилистические,
  • слушания, говорения, чтения и письма,
  • иноязычное мышление,
  • чувство языка.

Они помогут найти одаренного ученика, если он уже достаточно долго изучает иностранный язык.

Известна “батарея тестов” (language aptitude battery) П. Пимслера, составленная на основе:

  • уровня речевого развития детей,
  • мотивации к изучению иностранного языка,
  • слухового анализа — различение звуков и звуко-знаковая связь.

К сожалению, нет теста, который бы определил наличие потенциала к изучению АЯ до начала обучения, то есть до проявления признаков одаренности. Учитывая, что она может быть только потенциальной или скрытой, есть риск не заметить возможности ребенка, не увидеть, на что он способен, из-за ярлыка отстающего. Однако, есть характеристики детей, показывающие их общую одаренность:

  • высокие интеллектуальные способности,
  • творческие способности,
  • способность быстро усваивать изучаемый материал,
  • стремление к получению знаний,
  • высокая личная ответственность,
  • упорство в решении поставленных задач,
  • позитивная Я-концепция,
  • повышенная чувствительность,
  • перфекционизм.

Если вам встречались такие ребята, вы обратили внимание, что они достаточно требовательны к учителю: ожидают высокий уровень профессионализма и увлечения предметом. Обучение в классе им просто скучно из-за низкого уровня сложности программы. Как с ними работать? Разработка и адаптация индивидуальной программы, проведение спецкурсов — отличные варианты, но не все учителя готовы это делать. Проще взять готовый курс от Oxford или Cambridge и вести по нему ученика, привлекая его к работе в классных проектах или в качестве помощника на уроке. Одаренному ученику будет интересно использовать английский для перевода любимых песен, переписки со сверстниками из других стран, участвовать в различных олимпиадах и конкурсах. Желательно иметь в классе дополнительные ресурсы для углубленного изучения английского языка: справочники, книги для чтения, учебники для высоких уровней, чтобы способный ребенок мог расширить свои знания по предмету.

Дети со специальной одаренностью, гениальные в математике или химии, часто не проявляют себя на уроках английского. Это может задевать учителя, заставляя прикладывать больше усилий для того, чтобы заинтересовать талантливых ребят. Чаще всего их интерес узконаправленный, английский будет интересен только как инструмент. Возможным решением проблем с мотивацией станет беседа о практической значимости изучения иностранного языка. Например, направьте их сайт, где приводятся актуальные данные или проходят онлайн курсы по интересующему их предмету на английском языке. Главное, чтобы ребята увидели необходимость общения на АЯ, так как простой перевод им даст Google Translate. Одаренным старшеклассникам будет интересна идея обучения за рубежом или получения гранта от иностранной компании, что опять же приведет к росту интереса к языку.

Внимательно наблюдайте за своими учениками. Иногда это лучший способ заметить одаренность. Обычно учителя стараются углубить и ускорить его обучение, но не забываем, что это все еще ребенок, которому может быть сложно справляться с нагрузкой по всем предметам.

Соблюдаем баланс и создаем комфортные условия для развития способностей этих уникальных детей!

Олеся Щербакова