Анатолий Осмоловский – личность без преувеличения легендарная. Уже в начале двухтысячных, спустя всего десятилетие художественной деятельности, о нем говорили как о «классике» отечественного современного искусства. Художник, теоретик, критик Осмоловский со свойственной ему темпераментностью органично вписывается во все выбираемые роли.
Начиная в конце 80-х как поэт, с началом 90-х он быстро находит себя в русле набирающего обороты современного искусства. Поначалу создает перформансы, но быстро переходит к более решительным действиям, становясь одним из отцов-основателей московского акционизма. Активно критикует захлестнувший новейшую Россию капитализм. С началом 21 века Анатолий Осмоловский отказывается от агрессии и провокаций акционизма, провозглашая идею «лишенного зрелищности и театральности» нонспектакулярного искусства. Художник занимается концептуальными формалистическими поисками – работает со скульптурой и объектом, создавая рафинированное «дизайнерское» искусство. Одновременно с этим, в нулевых Осмоловский начинает свою преподавательскую деятельность, сначала в виде лекционного курса в ЦСИ Фабрика. А в 2011 художник основывает институт «База» и, постепенно отходя от творческой активности, сосредотачивается на преподавании. Миссию института Осмоловский видит так:
Задача нашего проекта — не столько дать знания в отчужденном режиме, сколько создать творческую среду. Я буду выстраивать такую перспективу, чтобы студенты сами вошли в творческий процесс, и это образовательное учреждение было не столько образовательным, сколько научно-исследовательским институтом, который бы проводил исследования на разные гуманитарные темы.
Художник неоднократно признавался, что на него сильно повлияла литература футуризма и движение сюрреалистов. На протяжении всей своей карьеры он страстно критикует постмодернизм и провозглашает необходимость авангардистских поисков. В самом деле, по духу своему Анатолий Осмоловский модернист. Каждый период своего творчества он завершает высказыванием или манифестом. А на сайте художника добрую половину материалов составляют поясняющие тексты о творчестве. Вишенка на модернистском торте – сформированная самим Осмоловский периодизация собственного же творчества, подарок искусствоведам. Найти её можно все на том же сайте художника osmopolis.com, выглядит она так:
1985 – 1989 (литература)
1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)
1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)
1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)
1997 – 2000 (Против всех)
2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)
2002 – 2012 (Автономия искусства)
2013 – ... (Новые работы)
Сайт – главный источник информации о художнике. Все данные там материалы, от описаний проектов до критических статей, собраны и разложены по полочкам (разделам) самим Анатолием Осмоловским. Столь фундаментальный подход и структурность свойственны модернистскому направлению мысли, целью которой было создание нового мира. Так и Осмоловский – страстный критик постмодерна, на протяжении всей своей карьеры неустанно провозглашающий необходимость пересмотра существующих правил и норм.
Искусство Анатолия Осмоловского неразрывно связано с политической повесткой. На всех этапах своего творческого пути он рефлексирует и высказывается на темы актуальной повестки. Художник имеет тонкое чутье относительно современных тенденций и процессов, именно это позволяет ему ловко подстраиваться под запросы времени, видоизменяя свою практику. Нельзя не отметить неразрывную связь творчества Анатолия Осмоловского с теорией искусства и философией. Художник любит ссылаться на идеи Клемента Гринберга, Теодора Адорно, Жиля Делеза и Феликса Гваттари, находя в них теоретическое обоснование своего искусства. Несмотря на то, что в творчестве художника нет текста как такового, с начала двухтысячных он часто отмечает, что понимание его искусства невозможно без определенной теоретической базы, без понимания контекста, поэтому он щедро комментирует и поясняет свое творчество.
Мы считаем, что если художник сам готов пояснять и объяснять своё творчество – нужно предоставить ему такую возможность. Поэтому мы собрали основные работы Анатолия, снабдив их авторскими же комментариями. Осторожно, текста будет много.
1991, 18 апреля. Движение «Э. Т.И.» («Экспроприация Территории Искусства») перформанс «Э. Т.И. — ТЕКСТ»
Именно от этой акции начинает свой отсчёт история акционистского искусства. Искусство делает заявление, являющееся ответом на происходящие в стране политические процессы.
Идея акции состояла в совмещении двух противоположных по статусу знаков: Красной площади — как высшей иерархической географической точки на территории СССР — и самого запрещенного маргинального слова. Что касается протестного смысла, то это был протест против повышения цен и практически физической невозможности существовать и работать в постперестроечной России. «По факту проведения акции было возбуждено уголовное дело по статье “Злостное хулиганство”. Дело было закрыто через три месяца следствия, по отсутствию состава преступления.
В интервью 2014 года Анатолий так говорит о творчестве 90-х годов:
Надо сказать, что наша акционистская деятельность в 90-е не была направлена против тех или иных институтов государства, она была направлена против затекстованности, которая существовала в то время. Тогда все объявлялось искусством. И наша задача была создать неискусство, выскочить из этого затекстованного пространства, потому что все позднесоветское общество было само по себе произведением искусства
1993, 20 октября. Группа «Нецезуидик» акция «Позор 7 октября»
Название группы было взято из языка волапюк, на котором слово «нецезюдик» означало «лишний».
Четыре человека стоят на фоне обгоревшего Белого Дома со спущенными штанами. Простояли несколько минут. Была сделана документация – фотография для обложки журнала «Радек» №1.
Мы оделись в черные майки, что обозначало верхнюю сгоревшую часть Белого Дома, а так как нижняя часть Белого Дома – белая, то логически это требовало снять штаны. Одновременно снятие штанов в древнерусской культуре называлось «позором», ну а позор – точное определение расстрела российского парламента, произведенного Ельциным.
В интервью, данном журналу «Афиша» в 2004 году, Осмоловский так говорил об изменении своего творческого почерка:
"Я просто в другом возрасте, перехожу в другой возраст, с другими ценностями. Социальная роль моя, если говорить о 90-х годах, была разрушительно-провокативная; тогда 60% художников были на самом деле профессиональными революционерами: Бренер, тогдашний Кулик... Художественная и социальная роль, конечно, меняется. Но мои левые убеждения не изменились. Я, в общем, всегда на стороне слабых, обиженных, оскорбленных".
2000. Проект в рамках «Памятник блистательному и победоносному генералу НАТО доктору Фрейду»
Замысел моей работы сложился еще в 1995 году, в тот момент, когда началась война в Чечне. Идея необычайно проста: я хотел перед Министерством Обороны провести перформанс прикатить небольшое артиллерийское орудие и засунуть его стволом в канализационный люк. Несколько раз я пытался организовать этот перформанс, но всякий раз, когда дело уже шло к завершению, он срывался.
В дальнейшем эта идея претерпевала различные трансформации пока наконец не была реализована на Манифесте 3. В новой вариации этот объект назывался "Памятник блистательному и победоносному генералу НАТО доктору Фрейду" и должен был быть установлен где-то в центре города Любляна.
Честно говоря, изначально эта работа в 1995 году задумывалась как яркое перформативное зрелище: группа людей должна была катить орудие к Министерству Обороны через старый Арбат и с улюлюканием засунуть в канализацию (канализационный люк). Действительно, в данной работе чуть ли не половина зрелищности заключена в самом процессе установки орудия. Когда в Любляне монтировали этот объект, возник необычайный комический эффект: несколько десятков человек при привлечении специальной машины с краном засовывали итальянскую противотанковую пушку в канализацию.
Естественно возникло множество проблем, которые решались тут же на месте, а так как все это происходило в городской уличной среде, то большое количество прохожих немедленно включалось в процесс и бесконечно обсуждали и советовали как это сделать лучше (а зная славянское желание поговорить, можно представить как все это выглядело).
Дистанцировавшись на минуту от всей этой суеты я понял, что искусство происходит именно сейчас. Ведь о чем идет речь? Несколько десятков человек, практически не интересуясь
смыслом происходящего, с увлечением муравьев совершают какую-то дурость. Поэтому, мой перформанс прошел за два дня до открытия.
2001. Ярмарка «Арт-Москва», проект «Инпозиция»
После «Арт-Москвы» в силу того, что никакого рынка не существовало, обычно возникал небольшой гандикап между коммерческими событиями, которые происходили в ЦДХ. На две недели боксы всех галерей отдавали художникам, это событие называлось «Мастерские Арт-Москвы». Художнику доставался бокс галереи, и он мог выставлять там все, что хочет, никаких кураторов не было. К этому мероприятию я продумывал нонспектакулярную программу.
Когда было официальное открытие, в моем боксе висело только одно уведомление, что открытие моей выставки переносится на следующий день (то есть на то время, когда не будет ни журналистов, ни телевидения, придут те, кого интересует искусство), а также небольшой манифест против того, что происходило на выставке. На следующий день я открыл экспозицию: в моем боксе висела одна табличка с названиями работ, а сами работы были распространены по всей выставке (естественно, не в чужих боксах, а между ними, где можно было пройти, на стенах и т.д.).
Достаточно смешно и показательно, что все эти работы недолго простояли. На второй день выбросили мою половицу, потому что рабочие ее увидели, подумали, что это хулиганство, что подсунули половицу, о которую можно споткнуться. Мне было очень жалко, потому что эта половица была качественно сделана, в ней была такая напряженность.
В результате инсталляции «Свернутые флаги и непрочитанные книги» позже возникла работа по принципу изображения пылью каких-то слов. Я придумал технологию, как пылью писать по стене, и эта работа потом демонстрировалась в нескольких музеях.
2004. «Как политические позиции превращаются в форму»
Пояснение проекта, реализованного в стенах галереи «Stella art», на сайте Осмоловского чрезмерно объемно, желающие могут ознакомиться с ним самостоятельно здесь. Мы приведем лишь небольшую цитату из речи художника изданию «Время новостей»:
Вслед за Теодором Адорно считаю, что произведение искусства критикует наличные социальные отношения самим фактом своего существования. Произведение искусства строится в аспекте гармоничного высказывания и тем самым сопротивляется хаосу и дисгармонии общественной жизни. Так что критический пафос в этих фигуративных образах сохраняется. И только усиливается от того, что объекты выставляются в престижной галерее.
2007-2009. Серия «Хлеба»
В этой работе я соединил две парадоксально-несовместимые традиции — русскую иконопись и авангард. Считаю, что они находятся на пересечении поп-арта, абстракции и сюрреализма. Основная идея этих работ — симметрия внутри себя. Конечно, здесь мотив иконостаса обыгрывается, но не цитируется, а, скорее, взят в качестве такого момента, от которого отталкивался художник. Конечно, можно говорить о том, что хлеб — это Тело Христово. Но меня в основном интересовал мотив симметрии. Сам по себе хлеб — такая структура, в которой нет ни одной точки, похожей на другую. И в этом смысле, когда ты начинаешь вводить симметрию в эту структуру, то возникают какие-то забавные пересечения, интересные темы и сюжеты.
2010. «Рот Фронт – остатки»
Как известно у отпечатков сжатого кулака есть одно прагматичное применение – это кастет. Без наружных шипов – подобный «скрытый» кастет усиливает удар в несколько раз, а со стороны не заметен, это вводит в заблуждение противника. Сначала я хотел делать «Остатки» именно в форме кастета, но потом понял, что их хоть неочевидная но функциональность ослабляет саму идею Ведь остатки – это что-то жалкое, никчемное, ни для чего не применимое. Поэтому родилась другая идея – не кастета, а каких-то поломанных хребтов, кораллов.
И здесь стал важен еще один, уже не очевидный, концептуальный момент. Дело в том, чем больше ты сжимаешь кулак, тем меньше остается объем в кулаке. Так что вполне уместно провести параллель – чем больше был накал исторической борьбы, чем сильнее становились кулаки, – тем меньше, тоньше, субтильнее выходят остатки.
Они уже действительно ни на что не годны и остаются чистым воспоминанием.
Поэтому жалость и несуразность их формы – это именно тот эффект, который был нужен, это меланхоличная форма.
2014. Украинка
В последнее время мы стали свидетелями трагического процесса развертывания гражданской войны на юго-востоке Украины.
Изображения частей тел убитых людей транслировались по нашему телевидению без каких-либо моральных ограничений. Потому именно название «Украинка» показалось мне наиболее уместным (а также потому, что массовое сознание считает украинских женщин «самыми красивыми» на территории СНГ).
Скульптурная работа «Украинка», еще не имея этого названия, была задумана мной давно. Когда в 1998 году я формировал подборку материалов Ситуационистского интернационала в журнале «Радек», в качестве красноречивой иллюстрации их метода критики я выбрал коллаж женского портрета, сделанный из «самых красивых» частей лица медиазвезд 60-х годов.
Портрет этот назывался «Красота социологии» — мы видели фоторобот женщины, определенно страдающей какой-то формой умственной отсталости. Демонстрацией этого коллажа ситуационисты противопоставляли «диалектическую игру целого лица» «диктатуре фрагментов», показывая, что подлинная красота не имеет ничего общего с фрагментированной социологией предпочтений. Чуть позже я узнал, что подобные манипуляции делали и выдающиеся художники античности. Легенды о подобных экспериментах сохранились до сего времени. Моя идея заключалась в простом осуществлении античной легенды и ситуационистской критики, выполненной в расширенном формате фигурной скульптуры социологически «самой красивой» женщины нашего времени.
Реальным «прибавочным элементом» этой работы становится соединение различных частей тела, которые должны быть собраны в стиле Франкенштейна и не скрывать, а подчеркивать соединительные линии частей «целого». Также предполагалось, что будет отлит по крайней мере еще один экземпляр частей, которые в разобранном виде будут располагаться у ног культурного изображения.
В итоге вид инсталляции приобрел отчетливые устрашающие аллюзии. Но политическая актуальность данной работы, в конце концов, — просто случайное совпадение.
В заключение ещё одна цитата, которая, как нам кажется, отлично отражает взгляды и философию Анатолия Осмоловского:
Возьмем наш 2016 год, отнимем от него 50 лет — получается 1966 год. Очень похоже на то, что происходило примерно в те годы во Франции — там был тот же самый конфликт между мыслящим классом, молодежью того времени, и классом политическим. В 68-ом году французское общество возмутилось, начались беспорядки, которые потом, естественно, жестким образом были пресечены, но далее произошло разделение — одна часть молодых людей приняла стратегию энтризма, которая заключается в проникновении в государственные структуры с целью попытки эти структуры реформировать изнутри. Вся западная культурная и медийная среда, в меньшей степени политическая, состоит из выходцев этого 68 года. Думаете почему эта несчастная Нуланд приезжала в Украину и раздавала всем печенья? Это вовсе не был заговор американцев, как любят говорить об этом в российских медиа, это на самом деле отголоски того самого 68-ого года. Все эти выходцы 68-ого года и особенно те, кто не застал эти события лично, они все хотят в этом 68 году принять участие — поучаствовать в революции. В такой максимально бескровной и веселой.
Текст: Елена Шевченко
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__